В мае 1972 года в СССР на экраны вышел двухсерийный фильм «Даурия» режиссера Виктора Трегубовича, снятый по мотивам одноименного романа писателя Константина Седых, повествующего о жизни забайкальских казаков в годы Первой мировой и Гражданской войн. Лента полюбилась зрителям полвека назад, помнят ее и сегодня. Vokrugsveta.ru рассказывает, где и как снимали фильм «Даурия».
Краткое содержание фильма
В начале XX века в забайкальской поселке Мунгаловском Орловской станицы идет тихая размеренная жизнь. Казаки несут службу, охраняют партии каторжан, занимаются военной подготовкой, охотятся, косят сено. Между тем в станице появляется дельный кузнец, который оказывается большевиком-подпольщиком.
Главный герой произведения, молодой казак Роман Улыбин (Виталий Соломин) влюблен в юную казачку Дашутку (Светлана Головина) и мечтает жениться на ней. Но отец выдает Дарью замуж за сына зажиточного трактирщика. Прямо во время свадьбы в село приходит известие о начале войны с Германией.
Последовавшие за ней революция и Гражданская война заставляют Романа задуматься о социальной справедливости — чтобы добиться ее, Улыбин становится борцом за Советскую власть. Будучи красным командиром, он участвует в обороне Читы от войск белого атамана Семенова, пытается спасти золото Читинского банка от банды анархистов, возвращается домой, сражается с белыми. В итоге враги покидают родное село Улыбина, узнав о приближении возглавляемого им отряда, но перед этим убивают его отца.
Где снимали фильм «Даурия»
Фильм снимали с 1969-го по 1971 год. Режиссер Виктор Трегубович, уроженец Красноярского края, мечтал передать сибирский колорит, показать настоящих сибиряков, их характер, а потому изначально настоял, чтобы съемки велись именно в Сибири. Поиски подходящей натуры привели его в Забайкалье, где и разворачивались события романа Константина Седых.
Съемочная группа разместилась в Чите, заняв фойе популярного тогда кинотеатра «Родина», а потом переселилась в клуб работников торговли. Весть о начале съемок вызвала ажиотаж среди читинцев, многие из которых мечтали побывать на съемочной площадке, принять посильное участие в создании ленты. Немало было и желающих сняться в массовке. Трегубович с удовольствием задействовал таких актеров-любителей в различных сценах. Статистам платили тогда по три рубля в день, а участники боевых сцен получали пять рублей.
Чита
В Чите создатели ленты не только жили, но и сняли несколько важных эпизодов. К примеру, для сцены ограбления банка анархистами был использован корпус исторического факультета Читинского педагогического института (ныне ЗабГУ), расположенный на улице Чкалова. Это здание, построенное в 1909 году, изначально принадлежало Читинской женской гимназии. В годы Гражданской войны в нем располагался штаб атаманских войск, а затем Учительский институт народного образования. Во время Великой Отечественной войны тут находился эвакуационный госпиталь.
На окраине города, на живописных Сухотинских скалах, обрывающихся в реку Ингоду, снимали захватывающую сцену, в которой казак Северьян Улыбин (Петр Шелохонов), спасаясь от преследования красных, вместе с лошадью спрыгнул с обрыва в реку. О том, как именно был поставлен этот зрелищный трюк ходило множество домыслов. Говорили, что вместо испугавшегося каскадера, совершить рискованный прыжок согласился местный студент. Согласно другим слухам, на лошади сидел рабочий машзавода.
На самом деле, на лошадь посадили манекен, а вот с высоты более 30 метров она прыгнула по-настоящему и, к сожалению, погибла. Естественно, этот момент вырезали при монтаже — в следующем эпизоде Северьян плывет по реке уже с другой лошадью. Остальные трюки, как вспоминал исполнитель главной роли Виталий Соломин, актеры выполняли сами.
В интернете можно встретить утверждение, что прыжок в фильме был совершен с 70-метровой высоты. Но Сухотинские скалы существенно ниже
На съемках в Чите не обошлось без курьезов. По свидетельству журналиста Юрия Курца, работавшего на съемочных площадках «Даурии», однажды появление на улице арестантов в кандалах и казаков с шашками и карабинами спровоцировало переполох среди некоторых читинцев. Испуганные граждане собирались вызывать милицию, звонить в КГБ. Однако им вовремя объяснили, что тут просто снимают кино.
Никишиха и Кручина
В окрестностях Читы есть две красивые речки, впадающих в Ингоду — Никишиха и Кручина. На их берегах снимали картины природы, эпизоды начала фильма с участием каторжан. Актеры, статисты, гримеры, операторы добирались сюда на комфортабельных автобусах. Читинцы, участвовавшие в съемках, брали с собой еду на целый день.
На Никишихе снимали, как казаки преследуют каторжанина. На реке местами еще лежал лед, а по берегам цвел рододендрон даурский, или как его называют забайкальцы — багульник. Трегубович спешил запечатлеть природные причуды, поторапливал оператора, актеров, стараясь «захватить уходящую натуру». К счастью лед, несмотря на теплые дни, долго не таял, что позволило передать на кинопленке неповторимый облик суровой, но очень красивой Даурии.
Кручина была выбрана для съемок перехода группы каторжан через реку. Актерам массовки гримеры постарались придать вид измученных тяжким переходом людей. Затем они перед камерой десятки раз переходили вброд реку, но Треубовичу что-то не нравилось. Только после того, как «каторжан» посыпали мукой и песком режиссер остался доволен получившимися образами.
Из Елизаветино — под Нарву
Село Читинского района Елизаветино, что стоит на реке Оленгуй в 45 км к югу от Читы, по режиссерскому замыслу должно было превратиться на время съемок в поселок Мунгаловский. Примечательно, что когда в него въезжали на конях актеры, изображавшие белогвардейцев, вооруженных карабинами, многие местные жители поспешили на всякий случай спрятаться в лесу.
На ближайшей к селу горе снимали сцену охоты волков. Хищников содержали во дворе дома на Оленгуйской, 25. С тех пор он почти не изменился.
Съемочной группе пришлось маскировать столбы электропередачи под елки, выбирать ракурсы, с которых не видны провода. Однако, несмотря на все усилия, приметы времени начала 70-х годов XX века так или иначе попадали в кадр. Поэтому после четырех месяцев съемок в Забайкалье Виктор Трегубович принял решение построить декорации поселка Мунгаловского под Нарвой, в поселке Ольгино, расположенном относительно недалеко от Ленинграда (ныне поселок называется Олгина и находится в Эстонии).
Именно там в течение еще нескольких месяцев велись съемки фильма. Вот почему иногда в ленте заметны пейзажи, нехарактерные для Забайкалья.