В 1841 году борец за трезвость англичанин Томас Кук изобрел пакетные туры, а вскоре организовал первое в мире турагентство. Спустя сто лет путешествия по путевкам уже не были в диковинку, и европейцам хотелось чего-то новенького. В 1950 году в мире туризма произошла очередная революция: практически одновременно в разных частях Атлантического океана появились два курорта all inclusive. Британец Билли Батлин открыл роскошный отель на Карибских островах, а бельгиец Жерар Блитц — палаточный городок на испанской Мальорке.
All inclusive в переводе с английского означает «все включено». Гости заранее платят фиксированную сумму, а взамен получают ночлег, еду и развлечения. «Вокруг света» рассказывает историю Жерара Блитца, которому армейские палатки, походные котелки и море харизмы помогли кардинально изменить мир туризма.
Ювелир, спортсмен и воин
В 1949 году 37-летний Жерар Блитц приехал на французский остров Корсика с красавицей-женой — таитянкой Клодин. В эти две райские недели все проблемы и трудности жизни будто растворялись в соленой воде Средиземного моря. Жерар понял, что может подарить людям идеальный беззаботный мир, где все равны и есть только море, еда и развлечения.
Блитц родился в Бельгии в 1912 году в семье ювелиров. Его отец Морис и полный тезка дядя Жерар играли в водное поло. Они были выдающимися спортсменами и выступали за сборную Бельгии. Дядя Блитца в 1936 году участвовал в Олимпийских играх в Берлине и стал одним из немногих евреев, выигравших медали в логове нацистов (Бельгия тогда завоевала «бронзу», а на олимпиадах 1920 и 1924 годов команда Бельгии, в которой играли братья Блитц, становилась серебряным призером).
Атмосфера сборов и соревнований, которая царила в семье, разбудила в маленьком бельгийском мальчике страсть к спорту. А драгоценные камни, сверкающие в мастерской отца, вдохновили его в 16 лет оставить школу и всерьез заняться освоением ювелирного искусства.
Оба дела давались Жерару прекрасно, он даже выиграл несколько медалей на международных соревнованиях по водному поло. В 1935 году Блитц женился на девушке по имени Дениз, которая родила ему четверых детей, но так и не стала любовью всей жизни.
Вскоре началась Вторая мировая война. После поражения Бельгии Жерар бежал в Швейцарию и начал работать в разведке, а затем он стал участником французского Сопротивления. Окончание войны он встретил на востоке Франции, где и остался жить вместе со своей семьей.
Повидавший ужасы войны, Блитц хотел хоть как-то помочь искалеченным на полях сражений. Власти Бельгии поручили ему организовать санатории для выживших в концентрационных лагерях. Под эти цели Жерар переоборудовал две гостиницы в Альпах и сделал спорт частью оздоровительной программы. Он прекрасно знал, что физические нагрузки не только укрепляют тело, но и врачуют душу.
В 1947 году Блитц женился во второй раз, его избранницей стала Клодин Куандо. Она родилась и выросла совершенно в другом мире — на белоснежных пляжах Французской Полинезии. Клодин познакомила Жерара с йогой и буддизмом, влюбила в свой родной остров Таити и подарила новый взгляд на жизнь.
В нужное время в нужном месте
Летом 1949 года Блитц отправился в двухнедельный отпуск на Корсику. Его пригласила сестра Джудит, которая вместе с мужем отдыхала на берегу Средиземного моря в «Олимпийском клубе Кальви». Одним из устроителей деревни был эмигрировавший во Францию русский пловец и спортивный журналист Дмитрий Филиппов. Клуб представлял из себя небольшой палаточный городок, в котором готовили простую еду, состязались в пляжном волейболе и ныряли с аквалангами.
В этом беззаботном отдыхе на солнечном берегу Жерар Блитц увидел свободу и радость, которой не хватало людям после войны. Так появилась идея создать место для побега из повседневной жизни. В идеальном мире не должно быть денег, продуктовых карточек и деления на классы. Люди будут есть из одного котелка, знакомиться, ради удовольствия заниматься спортом и учить друг друга всему, чему только могут научить.
Весной 1950 года Блитц зарегистрировал в префектуре Парижа устав Ассоциации Club Méditerranée, что в переводе с французского означает «Средиземноморский клуб». Чуть позже это длинное название сократят до Club Med и именно под ним детище Блитца узнают во всем мире. Чтобы привлечь первых клиентов, Жерар развесил в парижском метро постеры с картинкой моря, солнца и своим номером телефона. Две недели на Балеарских островах с едой и развлечениями за 16 тыс. франков. Столько зарабатывал менеджер среднего звена примерно за два месяца.
Франция постепенно стряхивала с себя пепел войны. Правительство отменило продуктовые карточки, а людям хотелось больше думать не о хлебе насущном, а о простых удовольствиях. Благодаря Матиньонским соглашениям 1936 года у французов было 15 дней оплачиваемого отпуска в году, и каждый стремился провести их на полную катушку. Предложение Блитца заплатить фиксированную сумму и получить отдых на море с едой и развлечениями было очень привлекательным, и начинающий предприниматель получил множество заявок.
Армейские палатки и танцы до упаду
Местом для первого кемпинга выбрали Алькудию — небольшую рыбацкую деревушку на испанском острове Мальорка в Средиземном море. Это место могло предложить туристам прекрасные морские пейзажи и сосновый бор при полном отсутствии цивилизации: в деревне не было электричества, водопровода и других удобств. Блитц позвал на Мальорку спортсменов и фронтовых друзей — вместе они привезли на остров 200 армейских палаток и разбили лагерь для приема туристов.
Жизнь на пляже в аскетичных условиях преподносили как особую атмосферу клуба. Жерар Блитц сделал своим козырем гостеприимство и дух всеобщего праздника. Гостей встречали полинезийскими цветочными ожерельями, а танцоры фламенко подчеркивали испанский колорит места. Гостям предлагали тут же знакомиться между собой, участвовать в командных играх, танцевать до утра и вести себя так, как будто они встретились со старыми друзьями. Жерар Блитц активно продвигал лозунг: «Цель жизни — быть счастливым. Место, где можно быть счастливым, здесь. Пришло время быть счастливым».
Но первый опыт Блитца едва не стал последним из-за погоды. Рядом с островом бушевал ураган, который делал невозможными большинство пляжных развлечений. Кормили в лагере посредственно, и многие гости просили вернуть деньги за испорченный отдых. Тогда Блитц обратился к гостям как к близким по духу людям. Он пообещал, что если в конце тура они не будут довольны, то получат назад все до франка. Жерар верил, что все наладится, как только выйдет солнце, и он оказался прав.
Одиночество и грусть, которые жили в сердцах многих европейцев после войны, в его лагере растворялись в новых знакомствах и море общения.
Успех палаточного городка Блитца был ошеломляющим. В первый же год кемпинг в Алькудии посетили свыше 2 тысяч туристов, а желающих попасть туда оказалось впятеро больше. Жерар организовал выпуск бюллетеня клуба, в котором публиковал отзывы гостей, сообщения о свадьбах и рождении детей, анонсы новых развлечений. Зимой в Париже он постоянно устраивал встречи в купальниках и таитянских травяных юбках с танцами до упаду.
В следующие несколько лет деревни клуба появились по всему побережью Средиземного моря, палатки заменили соломенными хижинами, а в Швейцарии открыли курорт для лыжников. С членов клуба стали брать небольшую плату за участие в нем. Так зародилась культура Club Med с его собственным уникальным миром, ритуалами и валютой.
Море, секс и солнце
Городки «Средиземноморского клуба» были закрыты для посторонних, но внутри царила свобода. В лагере не было машин, телевизоров и часов, замков на дверях и денег. Местной валютой были бусины, которые гости могли обменивать на напитки в баре. В деревнях стирались все социальные границы. Ко всем обращались на ты, а расспрашивать о профессии и жизни за пределами курорта считалось моветоном.
Каждым городком клуба руководил деревенский староста — обычно яркий и харизматичный человек, которого обожали все гости. Туристов развлекали нанятые артисты, комики и акробаты. За спортивные развлечения отвечали загорелые инструкторы: мужчины в крошечных цветастых плавках и женщины в соблазнительных купальниках. Туристы и сами большую часть времени проводили в пляжной одежде, лишь иногда укутываясь в полинезийские саронги. Они украшали себя живыми цветами, пили прохладные коктейли и танцевали под таитянскую музыку.
Такая романтическая атмосфера располагала к любовным приключениям. Сексуальная революция 1960–1970-х годов перевернула сознание европейцев, и в Club Med в поисках курортных романов повалили толпы одиноких сердец. Про «Средиземноморский клуб» даже сняли пародийную комедию под названием «Загорелые» (Les bronzés), слоганом которой стала фраза «Эта любовь держится не дольше загара». Легендарный Серж Геснбур написал саундтрек к фильму — песню «Sea, Sex and Sun», которая как нельзя точно выражала атмосферу того времени. Тема сексуальности стала главной и в рекламе курортов, снятой в 1987 году. Загорелые девушки в ярких купальниках бросают томные взгляды, а красавцы-парни еле сдерживают эмоции. Позже Club Med постарается избавиться от такого имиджа и сделать ставку на семейный отдых.
Духовное важнее материального
Первые сотрудники «Средиземноморского клуба» вспоминают, что у них было много туристов, но мало денег. В кредит компания жила вплоть до 1952 года, когда партнером Блитца стал французский бизнесмен Жильбер Тригано, с которым Жерар был знаком с самого момента основания своих курортов. Сын выходцев из Алжира, Тригано в прошлом был коммунистом, работал театральным актером и любил смешить людей. Часто бывал в клубе и даже выступал там в качестве комика. Он торговал оборудованием для кемпинга и был поставщиком палаток для первой деревни.
Опытный бизнесмен Тригано за короткий срок открыл новые деревни на пляжах Средиземного и Адриатического моря, в Гваделупе, Марокко и на Таити. Поездка на родину Клодин Блитц была самым экзотическим предложением клуба. Дорога в одну сторону занимала около 30 дней, а весь тур целиком длился четыре месяца.
В 1965 году во время потепления франко-советских отношений у Club Med даже появился городок в СССР на базе сочинского «Интуриста». Однако разгуливающие в парео туристы шокировали партийных боссов, и через год проект закрыли. «Средиземноморский клуб» отправился покорять другие соцстраны — Болгарию, Румынию и Югославию.
Но и у Тригано поначалу не очень-то получалось зарабатывать на системе «все включено». В 1960-х компания оказалась на грани банкротства. От закрытия ее спас 35-летний барон Эдмонд де Ротшильд, который был страстным фанатом клуба и сказочно богатым человеком. Его деньги помогли открыть деревни по всему миру и к 1967-му году увеличить количество членов клуба с 10 до 400 тысяч.
Блитца же не особо интересовали финансовые дела компании. Все его время и разум занимали буддистская философия и йога. Он ездил в Азию на ретриты и встречи с духовными учителями, а в 1963 году полностью передал управление делами Тригано. Жерар с головой погрузился в изучение дзен-буддизма, стал одним из главных популяризаторов йоги в Европе и пропагандировал духовные и телесные практики вплоть до своей смерти в 1990 году.
Новые времена, новые нравы
В 1980-х у Club Med появилось бесчисленное количество подражателей. В это время систему «все включено» перенимают отели Турции и других стран, стараясь привлечь богатых туристов из Европы. Наступила эра недорогих путешествий, и французскому бренду пришлось конкурировать, открывая бюджетные отели. В 1996 год компания вступила с многомиллионными долгами, а год спустя акционеры во главе с семьей Аньелли, которую называют одним из самых могущественных и богатых кланов Италии, свергли Тригано с поста руководителя решением акционеров.
В 2000 году Жильбера Тригано и его сына Сержа приговорили к восьми месяцам лишения свободы условно за непредумышленное убийство. Таким было наказание за авиакатастрофу 1992 года, когда в Сенегале по вине пилота погибло 30 человек. Расследование показало, что менеджеры наняли управлять самолетом 67-летнего близорукого и глухого на одно ухо человека, чем подвергли жизни пассажиров опасности. Тригано получили срок как руководители компании. Через год после суда Жильбер умер, ему было 80 лет.
Теракты в США 11 сентября 2001 года нанесли серьезный удар по мировой туриндустрии, и будущее Club Med выглядело туманно. В 2002 году председателем совета директоров стал Анри Жискар д'Эстен, сын бывшего президента Франции. Он закрыл недорогие курорты и сделал ставку на роскошный отдых для богачей. Это вызвало гнев фанатов клуба. Они были уверены, что нововведения похоронят легендарный дух туристических городков. Многие знаменитые певцы, комики и актеры начинали свою карьеру в «Средиземноморском клубе», и французы считают его таким же национальным достоянием, как сборную по футболу.
В 2015 году французскую компанию поглотил китайский конгломерат Fosun, который на протяжении нескольких десятилетий скупает иконы мирового бизнеса — от фармацевтических компаний до модных домов. Цена сделки превысила 1 миллиард долларов — в такую сумму оценили бизнес, который родился на испанском острове в армейских палатках и чуть не умер в младенчестве из-за непогоды.
Спустя 70 лет после появления первого палаточного городка в Алькудии система «все включено» распространилась по всему миру. Люди любят ее за то, что можно прогнозировать затраты на отпуск и наслаждаться отдыхом, не думая о деньгах. Но только теперь термин all inclusive превратился в синоним безлимитной еды и выпивки, а не беззаботного отдыха среди единомышленников.