Изобретен материал из золота толщиной в 1 атом: чем хорош гольден и почему его было так трудно создать?

Он как графен, только драгоценный

30 апреля 20243

Изображение создано нейросетью и носит иллюстративный характер.

Исследователям из Линчепингского университета (Швеция) впервые удалось создать то, над чем долго и безуспешно работали многие ученые по всему миру — двухмерное золото, лист этого металлена толщиной всего в один атом. Благодаря тому что его атомы не «сворачиваются» в трехмерную структуру, гольде́н получает уникальные физические свойства. По словам разработчиков, он найдет применение в качестве катализатора и полупроводника, для превращения углекислого газа, получения водорода и различных химикатов. Создание нового материала описано в Nature Synthesis.

Не слипнется

После получения первого в мире двухмерного материала графена в 2004 году, который показал множество уникальных полезных свойств, ученые заинтересовались созданием других подобных материалов. Атомы, которые способны стабильно оставаться в состоянии плоского 2D-листа, ведут себя совсем иначе, чем в химически таком же, но трехмерном веществе. Эксперты поясняют, что это обусловлено их чрезвычайно большой площадью поверхности по отношению к общему объему. В случае с золотом это подразумевает еще и солидную экономию.

<p>Шун Кашивайя</p>

«Если вы сделаете материал чрезвычайно тонким, произойдет нечто экстраординарное — как с графеном. То же самое происходит с золотом. Как вы знаете, золото обычно является металлом, но при толщине слоя в один атом золото может превратиться в полупроводник».

Но большинство созданных с 2004 года двухмерных материалов получали из неметаллов, так как чистые металлы склонны к соединению: их атомы легко слипаются при первой возможности, образуя трехмерные структуры. Поэтому все предыдущие попытки ученых подготовить лист золота в один атомный слой представляли собой борьбу с «желанием» металла слипнуться с самим собой и с другими листами, и потерпели поражение.

Изображение создано нейросетью и носит иллюстративный характер.

Реагент Мураками

Как же шведским ученым удалось победить эту природу? Они использовали технологию японских кузнецов, которой более ста лет. Конечно, ее пришлось адаптировать.

Сначала команда использовала электропроводящую керамику — карбид кремния-титана, который покрывали золотом. Затем под действием высокой температуры частицы металла проникали внутрь и заменяли собой слой кремния, создавая золотой лист. Однако он оставался зажат между титаном и углеродом. Ученые несколько лет не знали, как выделить двухмерное золото из полученного карбида золота-титана. Да так, чтобы оно при этом не «слиплось» обратно в 3D-частицы.

Пока однажды один из соавторов не наткнулся на старинный японский метод искусства ковки: кузнецы использовали так называемый реагент Мураками, чтобы вытравливать остатки углерода из стали. Благодаря чему можно было, например, менять цвет металла при изготовлении ножей.

Команде пришлось модифицировать рецепт химического травителя: испытывали разные концентрации, условия (свет и темнота), добавляли поверхностные вещества от скручивания листов. В результате ученым удалось «отшелушить» все окружающие вещества и получить нетронутым лист чистого двухмерного золота, который остается стабильным, — гольден.

6 атомов вместо 12

«Особые свойства гольдена обусловлены тем, что каждый атом золота имеет только шесть соседних атомов по сравнению с двенадцатью в трехмерном кристалле. Благодаря этому будущие приложения могут включать конверсию диоксида углерода, катализ с образованием водорода, селективное производство химикатов, водорода, очистку воды, связь и многое другое», — сообщает пресс-служба Линчепингского университета.

Помимо применения в сверхбыстрой электронике, фотонике, в качестве катализатора гольден будет очень выгоден. Так как в ускорении химических реакций задействуется только верхний слой золота, то все «нижние» атомы драгоценного металла лишь делают процесс дороже. Максимально возможная площадь поверхности у гольдена делает его идеальным экономным вариантом: работать будет каждый атом, говорят эксперты.

В настоящее время создатели гольдена продолжают усовершенствовать метод, чтобы его можно было применить для разработки других новейших 2D-материалов. Следующим, по словам авторов, может стать получение тончайших листов из атомов серебра.