Изучить нельзя выпить? В Испании найдено самое древнее в мире жидкое вино — ему 2000 лет

Археологи обнаружили его в небольшом семейном некрополе в Кармоне

18 июня 2024Обсудить

Design Pics / Ken Welsh via Legion Media

Сегодня городок Кармона, расположенный в испанской провинции, не часто привлекает туристов, хотя здесь есть что посмотреть, например, древние Кордовские и Севильские ворота, амфитеатр. А еще некрополь, крупнейший и лучше всего сохранившийся на всем Пиренейском полуострове. Хотя большая его часть находится в пределах археологического ансамбля Кармоны, римское кладбище было обширнее, поэтому погребальные комплексы нередко обнаруживают во время строительных работ. Так произошло и в 2019 году.

Journal of Archaeological Science: Reports

Тогда рабочие ремонтировали один из местных домов, как вдруг наткнулись на шахту, ведущую в подземелье. Чтобы ничего не повредить, они вызвали археологов, и те после предварительного осмотра установили, что внизу скрывается чудом не разграбленная за два тысячелетия римская семейная усыпальница. В ходе дальнейшего исследования выяснилось, что это захоронение I века нашей эры, состоящее из восьми ниш. В одной из них, кроме урны с прахом, находилась емкость с красноватой жидкостью.

И оказалось, что это самое настоящее белое вино. Древнейшее из тех, что сохранились в жидком виде до наших времен. А если оно так долго ждало ученых, то и с исследованием можно не торопиться, решили в Испании. Но спустя пять лет научная работа наконец увидела свет.

Как рассказывают археологи в своей статье в Journal of Archaeological Science: Reports, спрятали эту жидкость надежно — стеклянный горшок, в котором она находилась, был запечатан внутри свинцового ящика с плоской купольной крышкой. Добравшись до нее, ученые предположили, что это может быть вино. Просто потому, что оно вообще тесно связано с погребальными ритуалами, как давно известно историкам.

Journal of Archaeological Science: Reports

Одних гипотез оказалось недостаточно, и археологи провели серию анализов, в ходе которых удалось определить присутствующие в вине химические элементы. Ими оказались магний, калий и кальций, которые в древних винах встречались особенно часто. Еще одна проверка — высокоэффективная жидкостная хроматография — показала, что в напитке содержатся определенные полифенолы и профиль минеральных солей, которые в древности могли встречаться разве что в белом вине. Так были развеяны последние сомнения. Правда, выпить это вино невозможно — оно со временем разложилось.

Journal of Archaeological Science: Reports

Причем его сохранность поразила исследователей. Это говорит о том, что жители этих мест две тысячи лет назад знали толк в передовых методах консервации, и о том, что окружающая среда создала идеальные условия для длительного (очень длительного) хранения. До сих пор старейшим вином, сохранившимся в жидком виде, считалась непочатая стеклянная 1,5-литровая бутылка с красным вином, обнаруженная в 1867 году в Германии в саркофаге древнеримского аристократа.

Как 500 лет назад родилась традиция совмещать барбекю с красным вином, Vokrugsveta.ru рассказывал здесь.