Опасности и возможности цифровых технологий
У технологий, так же как и у людей, есть свои предвзятости и «слепые пятна», сложным образом сочетающиеся с нашими собственными. Никоим образом не являясь нейтральным инструментом, технологии закладывают в человека определенные привычки и мировоззрения. Поэтому, если не быть постоянно настороже, они могут начать руководить нашим поведением: станут диктовать наши поступки и формировать мнения, причем так, что люди этого даже не заметят.
Мы живем в цифровую эпоху, а это означает, что нас окружает океан информации, доступной практически мгновенно и повсеместно. Одним движением пальца мы получаем больше сведений по любому вопросу, чем мог даже вообразить себе человек предыдущей эпохи, а вместе с этим открывается и множество возможностей для исследования, структурирования, обработки и создания новой информации.
Однако это само по себе еще не означает, что мы знаем или понимаем больше, чем наши предки. В некоторых отношениях объем наших знаний мог даже уменьшиться: нам предлагается так много фрагментарных или противоречивых версий, что мы уже не способны выбрать одну из них или составить общее впечатление. В то же время именно сейчас как никогда легко сотрудничать и делиться знаниями, просить помощи и совета и создавать общие ресурсы.
Подобные инновации ставят перед нами очень важные и совершенно новые вопросы. <…> Даже ученые испытывают огромное влияние социальных и эмоциональных факторов, расхожих представлений и стимулов, создаваемых конкретными системами. Человек — общественное животное, и все наши инструменты сохранения информации и обмена ею, начиная с устной и письменной речи, являются, по сути, социальными. Возникает вопрос: насколько эффективно можно взаимодействовать через имеющие самую широкую зону охвата социализирующие информационные системы и при этом одновременно пользоваться их возможностями с целью получать знания?
О чем расскажут фейковые новости
Слова «данные», «информация» и «знания» часто используются как синонимы. Однако критическое отношение к терминам требует большей точности.
Приведу пример первичных данных: 8091, 8848, 8167, 8611, 8586, 8485, 8163, 8126, 8188, 8516. Что вы можете извлечь из этих чисел? Думаю, немногое. Это первичные факты, которые еще не были обработаны или упорядочены.
На первом этапе обработки данных я расположу числа в определенном порядке: 8848, 8611, 8586, 8516, 8485, 8188, 8167, 8163, 8126, 8091. Теперь вы видите в них смысл? Опять-таки, едва ли. Сама по себе расстановка чисел в порядке возрастания или убывания не делает их понятными и не сообщает нам полезных сведений. Они могут относиться к чему угодно.
Наконец, я добавлю к ним контекст. Высота крупнейших гор мира (в метрах) составляет: 8848, 8611, 8586, 8516, 8485, 8188, 8167, 8163, 8126, 8091. Это уже кое-что. Вместо голой последовательности чисел перед нами конкретная информация: данные, обработанные, организованные или структурированные в контексте, придающем им смысл.
Следует отметить, что слово «информация» может иметь различные значения в зависимости от контекста. В нашем случае оно обозначает «данные плюс смысл» и отличается от понимания этого термина, скажем, в теории информации — чрезвычайно важной области знания, возникшей благодаря Клоду Элвуду Шеннону в 1948 г. и ставшей основой многих современных информационных технологий.
Итак, у нас есть информация о конкретном предмете — высоте величайших гор мира. Нужно ли еще что-нибудь с ней делать? Да, нужно, поскольку информация содержит определенные сведения о предметах, но не всегда дает основания соглашаться с ними.
Напротив, знание — это информация, которой у нас есть серьезные основания доверять, то есть гораздо более редкая и труднодоступная. Знание требует информации, но не только. Ему также нужна верификация, то есть процесс проверки информации реальностью. На практике это означает эмпирическое исследование (придется взобраться на десять гор, прихватив с собой новейшее измерительное оборудование) либо тщательное изучение свидетельств, собранных другими (книг, статей, сайтов, фотографий, видеоматериалов и т. д.).
Информация: данные, обработанные или структурированные в контексте, придающем им смысл.
Знание: верифицированная информация, которой у нас есть веские основания доверять.
Верификация: надежный процесс проверки истинности информации.
Как вы намерены верифицировать мою информацию о высоте десяти величайших гор мира? Последуете той же самой схеме действий, что сегодня применяется практически в любой ситуации, не требующей постановки эксперимента: то есть сделаете это преимущественно с помощью цифровых информационных систем. Вы выйдете в интернет, будете искать там соответствующие сайты и ссылки, перебирать огромные массивы накопленной всем миром общей информации.
Что дальше? Быстрый поиск свидетельствует, что числа в моем списке в целом верные. Например, они приводятся в Wikipedia на странице «Список высочайших вершин Земли» (по крайней мере так было на момент написания этого текста, в апреле 2017 г.). Но это лишь начало. Из дальнейшего чтения и изучения вопроса становится ясно, что, хотя перечень в общем верен, определение высоты гор сопряжено со значительными трудностями.
О каких трудностях идет речь? <…> Сравнив несколько сайтов, вы заметите, что высота горы, называемой Эверестом, Сагарматхой или Джомолунгмой (на английском, непальском и китайском языках), оценивается в Китае и Непале в 8848 м, но в исследовании Национального географического общества США — в 8850 м. Параллельно ведутся споры о том, не изменилась ли высота горы вследствие землетрясений, а также должно или нет официальное значение включать снеговую шапку, лежащую на скальном основании. С учетом всего этого можем ли мы «знать», какой высоты эта гора: 8848 м, 8850 м или какой-то иной? Нет, не можем. Необходима транспарентность — честное, точное описание всех выводов и ограничений нашего процесса верификации. <…>
Любое знание также предполагает притязания на авторитетность в вопросе о том, кто определяет, что будет официально признано истиной. Власти Китая и Непала в 2017 г., когда я писал эти строки, оценивали высоту Эвереста/Сагарматхи/Джомолунгмы в 8848 м. Другие стороны, например исследователи из Национального географического общества США, не согласились с этой оценкой и вольны считать свои заявления более авторитетными.
Одна из важных примет цифровой эпохи: информационные конфликты являются предметом не только научной и интеллектуальной дискуссии, но и частью текущей политической и социальной жизни, ареной, на которой постоянно конкурируют как государства и корпорации, так и отдельные индивиды. Кто скажет вам правду? Друзья? Медиахолдинги? Независимые свидетели? Google? Приложение Siri? Откуда вам знать, что получаемая информация не является манипуляцией, розыгрышем или фейком?
Что, если сведения личного характера о вас самих — истинные, ложные, полуправдивые — прямо сейчас распространяются и обрабатываются где-либо, формируя мнение мира о вас? Да что там далеко ходить за примерами: как убедиться, что ваш знакомый — тот, за кого себя выдает?
Эти обыденные вопросы XXI в., как видите, очень далеки от надежной верификации знания. Тем не менее инструменты обеспечения информационных атак, фейковых новостей, дезинформации, перехвата сообщений, взломов и манипуляций в СМИ — это те же самые инструменты, с помощью которых можно совершать открытия, добиваться понимания чего-либо и получения знаний (если только не рассчитывать, что это будет легко и что любая победа станет окончательной). <…>
В мире гораздо больше информации, чем знания, и еще больше первичных данных, ожидающих, когда кто-то их использует (правда, это не всегда бывает во благо: смотря в чьи руки они попадут). Тем более важно предельно внимательно проверять каждое утверждение и стремиться сделать информационное окружение более надежным, транспарентным и качественным.
Помните о следующем. Данные как таковые создаются, а не обнаруживаются: они возникают вследствие измерения (в широком смысле этого слова), являются результатом конкретного процесса. Поэтому данные никогда не будут всего лишь нейтральной и безошибочной фиксацией фактов.
Информация активно создается путем сознательной организации и контекстуализации данных. Информация часто существует при отсутствии знания. Знание требует информации, но не только. Также нужен надежный способ проверки этой информации реальностью. Любое знание опирается на конкретные решения о способах измерения, тестирования и открытия нового. Оно сформировано определенными допущениями. Важно обеспечить максимальную транспарентность этих допущений, поскольку никакое знание не бывает окончательным, нейтральным или исчерпывающим.
Как распознать дезинформацию в интернете
Скептически относитесь к заголовкам: ложные новости часто имеют броские заголовки — сплошные заглавные буквы и несколько восклицательных знаков. Если шокирующее заглавие статьи кажется вам неправдоподобным, скорее всего, так оно и есть.
Обращайте внимание на адрес сайта: он тоже может предупреждать о подделке. Многие подобного рода сайты имитируют подлинные новостные источники, повторяя их адреса с незначительными изменениями. Зайдите на сайт уважаемого источника и сравните адреса.
Проверяйте источники: удостоверьтесь, что новостной сюжет исходит от СМИ, которому вы доверяете.
Обращайте внимание на правописание и оформление: многие сайты фейковых новостей грешат орфографическими ошибками и нелепой разметкой страницы. Если заметите эти признаки, будьте бдительны.
Оцените фотоматериалы: ложные новости часто сопровождаются поддельными изображениями или видео. Иногда фотография подлинная, но вырвана из контекста. Постарайтесь установить источник фото или видео.
Изучите даты: ложные новости могут иметь бессмысленные временные рамки или измененные даты событий.
Проверьте свидетельства: убедитесь, что автор пользуется надежными источниками. Отсутствие свидетельств или ссылка на экспертов, чьи имена не называются, может указывать на фальсификацию.
Поищите информацию в других источниках: если сообщение не встречается более нигде в новостях, возможно, оно ложное. Если сюжет повторен многими источниками, которым вы доверяете, то больше шансов, что это правда.
Не шутка ли это? Фейковые новости бывает сложно отличить от юмористических или сатирических текстов. Проверьте, не славится ли данный источник пародиями и розыгрышами, не свидетельствуют ли отдельные детали и стиль изложения, что это просто шутка. (И загляните в календарь. Вдруг сегодня 1 апреля?)
Помните, что некоторые сообщения являются преднамеренной ложью: относитесь к тому, что читаете, критически и делитесь с другими только теми новостями, в подлинности которых совершенно уверены.
Отрывок из книги Тома Чатфилда «Критическое мышление: Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение». М.: Альпина Паблишер, 2023
Чатфилд Т. «Критическое мышление: Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение»
Критическое мышление — одна из ключевых компетенций человека будущего. Умение подвергать сомнению и анализу любую информацию это отличный способ защитить себя от обмана и манипуляций. Том Чатфилд призывает анализировать все и везде: на работе, в учебе и повседневной жизни, и дает практические рекомендации, как это сделать.