Компактные автомобили уже не один десяток лет пользуются спросом среди жителей крупных городов. Их скромные размеры позволяют парковаться на заставленных другими машинами улицах, а заодно владельцы таких автомобильчиков экономят на налогах и топливе, ведь их маломощные транспортные средства потребляют мало бензина или работают только на электричестве. Однако, как ни странно, самый маленький автомобиль в истории был создан еще 60 лет назад.
Peel P50 — 3 колеса и 4 лошадиные силы
Звание самого компактного серийного автомобиля в истории удерживает трехколесный микромобиль Peel P50, разработанный фирмой Peel Engineering Company с острова Мэн (коронное владение Великобритании) в 1962 году. Его длина составляла всего 137 см, ширина — 99 см, а вес — 59 кг. Такие габариты и вес позволяли владельцам буквально возить автомобильчик за собой при помощи специальной ручки и закатывать в помещения.
Создатели позиционировали Peel P50 как дешевое, удобное и компактное средство передвижения для крупных городов. Автомобиль, сделанный преимущественно из стекловолокна, был рассчитан на одного человека и небольшой пакет с покупками.
В движение британский микрокар приводил одноцилиндровый моторчик от мопеда объемом 49 см3 и мощностью 4,2 л.с., который потреблял всего 2,8 л топлива на 100 км. Заявленная максимальная скорость Peel P50 составляла 60 км/ч, но развить ее автомобиль мог, только если в салоне находился стройный водитель. В паре с мотором работала трехступенчатая ручная коробка передач, у которой даже не было режима заднего хода.
Производство оригинальной модели продолжалось до 1965-го, но особым спросом Peel P50 не пользовался — за три года компания выпустила всего 50 машин, из которых до наших дней сохранилась примерно половина. Часть из них хранится в автомузеях, а остальные принадлежат коллекционерам и порой меняют владельцев за баснословные суммы. Так, в 2016 году Peel P50 1964 года выпуска был продан на аукционе за 176 тыс. долларов.
Вторая жизнь микрокара
В 2011 году два британских энтузиаста основали компанию Peel Engineering, которая по сей день выпускает реплики Peel P50 в версиях с бензиновым двигателем и электромотором. Внешне автомобили не отличаются от модели 1960-х, но имеют более совершенную техническую начинку — например, у них есть задняя передача.
Самодельный конкурент
Хотя Peel P50 по-прежнему остается самым миниатюрным серийным автомобилем в мире, в 2012 году у него появился достойный конкурент. Речь идет о совсем крошечном автомобильчике, который сконструировал на досуге инженер из Техаса Остин Коулсон.
Построенный в единственном экземпляре микрокар может выезжать на дороги общего пользования. Его длина составляет всего лишь 126 см, ширина — 65, см, а высота — 63 см. В движение его приводит мотор от детского квадроцикла.
Не Peel'ом единым
При всей своей оригинальности Peel P50 — далеко не единственный автомобиль, отличающийся сверхкомпактностью. В разные годы в Европе появлялись похожие модели других производителей. Вот лишь три из них.
Brütsch Mopetta
В начале 1950-х годов немецкий изобретатель Эгон Брюч планировал создать уменьшенные рабочие копии гоночных автомобилей. Но желающих приобретать подобную продукцию было немного. Тогда он предложил автолюбителям мини-машину с причудливым дизайном.
По форме трехколесная модель Brütsch Mopetta напоминала нечто среднее между игрушкой и пылесосом. Ее длина составляла 176 см, ширина — 91 см, а вес — 89 кг. Автомобиль оснащался двигателем объемом 50 см3 и мощностью чуть больше 2 л. с. Всего в 1956–1958 гг. было выпущено 14 таких машинок.
Pasquali Riscio
Итальянский микроавтомобиль Pasquali Riscio иногда называют телефонной будкой на колесиках. Что ж, простором его салон действительно не отличается, хотя этот электромобиль имеет как одно-, так и двухместную версию.
По длине Pasquali Riscio заметно превосходит перечисленные выше модели (219 см), а по ширине примерно сопоставим с ними (115 см). Небольшой электромотор способен разогнать 360-килограммовый автомобильчик до 40 км/ч. Зарядить Pasquali Riscio можно от обычной розетки за несколько часов, а запас его хода составляет 50 км. Для управления одноместной модификацией электрокара в Италии даже не потребуются водительские права.
BMW Isetta
Вероятно, самый известный микроавтомобиль в мире был создан в 1952 году итальянскими конструкторами Эрменеджильдо Прети и Пьерлуиджи Рагги из компании Iso SpA. Презентация модели Iso Isetta состоялась в Турине в 1953 году и вызвала настоящий фурор. По форме двухместная машина напоминала пузырь, а единственная дверь, установленная спереди, открывалась вместе с рулем.
Длина Iso Isetta составляла 229 см, ширина — 137 см. Автомобильчик оснащался мотором объемом 236 см3 и мощностью 9,5 л.с., который способен был разогнать «Изетту» почти до 75 км/ч. При этом автомобиль массой 360 кг расходовал всего 3 л топлива на 100 км пути.
Вскоре эту модель начали выпускать по лицензии в нескольких странах Европы и Латинской Америки. Права на выпуск «Изетты» купила и немецкая компания BMW — именно под ее брендом пузыреобразный автомобильчик и вошел в историю. Концерн выпускал эту модель в нескольких версиях вплоть до 1962 года — всего было произведено свыше 160 тыс. машин.
В 2016 году швейцарская компания Microlino AG представила электромобиль Microlino, похожий на оригинальную «Изетту», но несколько превосходящий ее по размерам. Сейчас этот электрокар выпускается в Италии.