Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Как делить и умножать отрицательные числа: правила и способы

Минус на минус дает плюс, а что еще?

14 июня 2024Обсудить
Как делить и умножать отрицательные числа: правила и способы

Александр Морозов (1835—1904) «Сельская бесплатная школа», 1865 год

Источник:

Public domain, через Викисклад

Математические задачи и правила не всегда даются легко и с первого раза. А уж примеры с различными знаками перед числом ввели в заблуждение не одно поколение школьников. Вспомним давно забытые правила и не будем допускать те же ошибки.

Слышали выражение «минус на минус равно плюс»? Постарайтесь его запомнить, оно как раз относится к нашему правилу.

Правило № 1
Два отрицательных числа при умножении или делении друг на друга дают положительный результат.
(Алгебра: учебник для 6-8 классов: А. Н. Барсуков: Под редакцией С. И. Новоселова — издание 6-е, переработанное и дополненное — Москва, 1961).

Взглянем на примеры:

  1. (–369) : (–3) = 123;

  2. (–357) * (–2) = 714;

  3. (–54) : (–6) = 9;

  4. (–10) * (–8) = 80.

Правило № 2
Если выполнить умножение или деление двух чисел, одно из которых отрицательное, а второе — положительное, то результат будет со знаком «минус».

Для наглядности решим примеры:

  1. (–3) * 95 = –285;

  2. 478 : (–2) = –239;

  3. (–580) * 4 = –2 320;

  4. 120 : (–10) = –12.

Правило № 3
Умножение и деление двух положительных чисел друг на друга дает положительный результат.

Соответственно, если в примере нет знака «–», то в ответе знак «+».
Например:

  1. 358 : 2 = 179;

  2. 740 : 10 = 74;

  3. 100 * 5 = 500;

  4. 147 * 15 = 2 205.

! Умножение и деление чисел, в которых одно из них «ноль», равняется нулю. Не стоит забывать и о том, что на «ноль» делить нельзя.

Как не запутаться: лайфхаки, разбираем примеры

Разберем способы, которые помогут не запутаться при решении примеров.

1) При умножении двух чисел с разными знаками, нужно сначала найти произведение их модулей, а затем поставить знак «–» перед полученным результатом.
(Математика: 6-й класс: базовый уровень: учебник: в 2 частях / Н. Я Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков [и др.]. — 3-е изд., перераб. — Москва: Просвещение, 2023.)

Например:

  1. 25 * (–4) = –(25 * 4) = –100;

  2. 58 * (–5) = –(58 * 5) = –290.

2) При делении двух чисел с разными знаками, нужно сначала найти частное их модулей, а затем поставить знак «–» перед полученным результатом.

Как в данных примерах:

  1. (–150) : 2 = –(150 : 2) = –75

  2. (–240) : 3 = –(240 : 3) = –80

Педагог Эльмира Рафикова прокомментировала правило так:

  1. Если перед нами разные знаки, то результат всегда будет с минусом.

  2. Если перед нами два одинаковых знака, то в результате всегда получится плюс.

То же самое касается и случаев, когда у нас примеры с большим количеством чисел. Например:

  1. (–2) * 2 : (–1) * 5 = 20 (перед нами 2 одинаковых знака);

  2. 25 : (–5) * 3 : 3 * 6 = –30 (перед нами разные знаки).

Итак, мы видим, что тема не оказалось трудной. Достаточно запомнить два простых правила: числа с разными знаками («–» и «+») дают при умножении и делении отрицательный результат, а с двумя одинаковыми — положительный. Тестом вы можете еще раз усвоить урок.

ТЕСТ
Небольшой тест на закрепление пройденного материала
1 / 5

Минус на … = … ?
Вставьте пропущенные слова (может быть несколько вариантов ответа).

  • плюс; плюс

  • минус; плюс

  • минус; минус

  • плюс; минус

2 / 5

0 : (–15) = ?

  • 15

  • –15

  • делить нельзя

  • 0

3 / 5

(–150) : (–15) * (–2) = ?

  • –20

  • 20

  • 0

  • 200

4 / 5

154 * 0 : (–25) * 15 : (–3) = ?

  • 30,8

  • 277

  • 0

  • –30,8

5 / 5

85 : 5 * (–65) * 3 : (–15) = ?

  • –221

  • 221

  • 1

  • 212

Подготовила Александра Шипова

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения