Даже в советские времена, когда чуть ли не каждый обладатель личной машины проходил по категории абсолютного счастливчика, автомобилисты стремились к индивидуальности. А поскольку тогдашняя отечественная промышленность не могла ее обеспечить, в дело шло все, что попадалось под руку.
Набалдашник рычага коробки передач с розочкой — классика жанра. Эту красоту создавали с помощью токарного станка. Набалдашники из оргстекла могли быть с любым узором (не только розочки, но и, например, паучки) и любого цвета (для этого использовалась паста шариковых ручек). Место склейки двух частей после полировки пастой ГОИ увидеть было невозможно.
Другой вневременной шедевр советского тюнинга — фигурки чертиков и золотых рыбок, сделанные из трубочек больничных капельниц. Подвешивались они на салонное зеркало заднего вида, увеличивая внимание к автомобилю и его владельцу.
Тюнинг в СССР мог быть и практичным. Тонкий и скользкий обод рулевого колеса «Жигулей», «Москвичей» и «Волг» хотелось сделать более ухватистым. Ведь крутить баранку без усилителя — то еще удовольствие. Оплетки из цветной проволоки на руль стали решением проблемы. К тому же это еще и красиво.
Накидки на сиденья с массажным эффектом обычно делали из бука. Глядя со стороны, казалось, что они, скорее, усиливают боли в спине, чем снижают их. Но подобные накидки счастливо пережили времена советского дефицита и до сих пор входят в ассортимент незатейливого автомобильного тюнинга.
Финальный небрежный штрих, добавлявший автомобилю порцию солидности, — фуражка на задней полке. Она могла быть любой, но лучше всего милицейская или военная. Это повышало вероятность того, что злоумышленники не полезут внутрь. Зачем связываться с машиной сотрудника органов, когда рядом стоит такая же, но без фуражки?
В теории брызговик сугубо утилитарная вещь, призванная отсекать грязь из-под колес. На деле это роскошный автомобильный аксессуар. И чем он шире, тем лучше! Дополнительную ценность брызговикам, которые можно было самому вырезать из старой резиновой камеры, придавали катафоты и фирменные эмблемы.
Решетка на заднем стекле — это позднесоветский тюнинг высшего уровня. Дома такую решетку не сделаешь, приходилось бегать по автомобильным рынкам в поисках дефицитной кооперативной продукции. Помимо того что подобные решетки практически до нуля убирали задний обзор, пользы от них не было никакой.
Образцовый красный «Москвич» отлично иллюстрирует еще одну черту советского тюнинга — преклонение перед фирменными эмблемами. Тут важно было соблюдать одно правило: шильдик обязательно должен быть от автомобиля другой марки. То есть «Волга» на «Москвиче» — это хорошо.
Ну а уж если владельцу где-то удавалось раздобыть фирменную эмблему от иномарки, то он тут же становился королем автомобильной тусовки как минимум собственного двора.
Использованы материалы