Возникновение мифологических систем
Многочисленные мифы переплетены в запутанный клубок, часто противоречивы и непонятны современному человеку. Но древние люди с их неупорядоченным, нелинейным образным мышлением и неудержимой фантазией прекрасно себя чувствовали в пространстве мифов.
С развитием упорядоченного логического мышления появляется Порядок и в мифологической картине мира. Первобытный Хаос обретает строгую форму, подчиняясь установленному богами единому закону — Логосу. Древнейшие философские системы — Индии, Китая, античной Греции, Древнего Египта — родились из мифов.
Это нашло отражение в особой категории мифов, в которых рассказывалось о создании Порядка из изначального Хаоса. В древнегреческой мифологии даже существовал персонифицированный образ Хаоса — бессмертного божества, порожденного Тьмой. Именно из Хаоса родились древнейшие боги — Уран-Небо и Гея-Земля.
А вот как описан процесс создания Порядка из Хаоса в «Прорицании вёльвы» в Старшей Эдде (сборнике древнескандинавских мифов; перевод А. Я. Гуревича).
В начале времен, когда жил Имир,
не было в мире ни песка, ни моря,
земли еще не было и небосвода,
бездна зияла, трава не росла…
Тогда сели боги на тропы могущества
и совещаться стали, священные,
ночь назвали и отпрыскам ночи —
вечеру, утру и дня середине —
прозвище дали, чтоб время исчислить.
В древних философских системах нашла отражение важнейшая догма мифологического сознания: все в мире взаимосвязано, и человек не выше и не ниже богов и зверей, он часть всего сущего.
Главное
Упорядочение мифов и представление об организующей роли божественного начала стало основой для развития философской идеи Логоса — общего для всех богов и людей закона мира.
Древнейшие книги мифов
Мифы всегда существовали и существуют в устной форме — в виде преданий, сказаний, притч. Так они передаются из поколения в поколение сотни и тысячи лет. Но с появлением письменности наиболее важные для людей мифы начали записываться. Некоторые сюжеты и мифологические персонажи стали частью религиозных систем.
«Сказание о Гильгамеше» (XXIII–XXI века до нашей эры) — записанный на глиняных табличках шумерский эпос о похождениях героя мифов, распространенных на территории междуречья Тигра и Евфрата. В него вошли элементы древнейших мифов о героях, богах, сотворении мира и потопе, насланном на людей богами.
Книга мертвых создавалась в Древнем Египте в течение многих столетий. Ее древнейшие тексты относятся к XV веку до нашей эры, а позднейшие — к XI–VII векам до нашей эры. Книга мертвых содержит отрывки мифов об Осирисе, прославление обожествляемых фараонов и правила погребальных ритуалов.
Веды (1700–1100 годы до нашей эры) — собрание книг религиозных гимнов и мифов Древней Индии, теоретическая основа индуистской религии. Древнейшая из Вед — Ригведа создана в 1450–1350 годах до нашей эры на основе более древних источников. Считается древнейшим религиозным текстом.
Тора, или Пятикнижие Моисея (XV–XII века до нашей эры), — первая часть Ветхого Завета, содержит древнейшие иудейские мифы о рае и аде, сотворении людей, потопе и т. д.
Махабхарата — древнеиндийский эпос, одно из самых больших литературных произведений в истории. Кроме истории битв и сражений за власть, содержит множество мифов. Время создания установить точно невозможно, но записаны сказания и мифы, вероятно, в середине I тысячелетия до нашей эры.
Главное
Древние книги, в которых зафиксированы мифы, дают лишь частичное представление об этом колоссальном пласте человеческой культуры. Системные записи и обработка мифов были проведены уже с распространением мировых религий.
Мифологическое и религиозное сознание
Несмотря на разнообразие богов, духов и многочисленные чудеса, классические древние мифы не религия. Они становятся частью религиозных систем только по мере развития цивилизации и усложнения сознания людей.
Главное отличие мифологического сознания от религиозного — отсутствие представлений о сверхъестественном. В древних мифах много странного, но только с точки зрения современных людей.
А человек, живущий в пространстве мифа, этих странностей не замечает. Для него нет различий между естественным и сверхъестественным, а все, о чем рассказано в мифах, — реальность. Просто многие события случились в прошлом, а другие произойдут в будущем.
Но и в настоящей мифической реальности нет ничего сверхъестественного. В лесу обитают волки, лисы, зайцы, лешие, лесавки, болотники, козлоногие сатиры и т. д. Все они в мифологическом сознании — обычные и естественные существа. Более сильные сущности — боги и духи — встречаются реже, но и они не сверхъестественны.
Так же обстоят дела и со способностями людей: кто-то умеет рисовать, кто-то из куска болотной руды может выковать меч, а кто-то способен превращаться в волка. Все это реально и естественно.
Однако с усложнением сознания развивается логическое и критическое мышление, и человек ищет объяснение нелогичным событиям мифов. Это объяснение предоставляет религия, где боги и фантастические сущности выносятся за пределы естественного мира человека.
Сверхъестественный мир живет по другим законам, но может влиять на реальность. А вот человек встречается со сверхъестественными существами только в исключительных случаях.
Главное
Для религиозного сознания как более высокого уровня сознания характерно разделение реальности на естественную и сверхъестественную, где обитают боги и фантастические сущности. Миф этого деления не знает. Но с распространением религий мифы не исчезают бесследно, так же как и потребность человека в мифотворчестве.
Религия наследует мифологии
Ближе всего к мифам — мировоззрение языческих религий с рядом фантастических существ, пантеоном богов и их сложными, почти человеческими отношениями. Истории похождений богов и героев древнеегипетской, древнегреческой, римской, древнеславянской, скандинавской религий почти не отличаются от мифов, из которых выросли эти религиозные системы.
Основа мировых религий — христианства, мусульманства, буддизма — также мифы. Так, сюжеты о сотворении мира и первых людей были переосмыслены с позиций религиозного сознания и нашли отражение в идее бога-творца, демиурга, создавшего мир и повелевающего им. И чем более развитой становилась религия, тем больше верховное божество в ее идеологии превращалось в абстрактную идею — духа всеведущего и всемогущего.
Однако в представлении обычных верующих, далеких от чистой теологии, боги и демоны оставались существами антропоморфными, более понятными и близкими людям, и, по сути, ничем не отличались от мифических персонажей. А посланники богов и проповедники божественных истин и вовсе были людьми, наделенными чертами мифических героев.
Из мифов мировые религии заимствовали много идей и сюжетов. Например, не только история сотворения мира, но и идея его конца — Страшного суда, Апокалипсиса, Киямата, дня переселения душ — связана с чисто мифологическим представлением единства всего живого.
Мироустройство — деление Вселенной на три яруса: верхний (рай, мир богов), средний (мир людей) и нижний (ад, мир демонов) — тоже сформировалось в мифологическом сознании и было переосмыслено через призму религиозной веры. В священных книгах мировых религий можно найти все самые распространенные мифологические сюжеты.
Главное
Развитие человеческой культуры — непрерывный процесс, для которого характерна преемственность. Лучшие достижения человеческой мысли, к которым, несомненно, относятся и мифы, передаются из поколения в поколение. Поэтому с развитием цивилизации древние мифы не исчезают — они становятся частью религий или превращаются в сказки.
Миф, сказка, былина, эпос
Мифы — это истории, в которых рассказывается о фантастических событиях, необыкновенных существах, богах и древних героях. Нам мифы кажутся похожими на сказки, былины, эпические сказания или религиозные предания. Действительно, в мифологии есть элементы всех этих форм устного народного творчества.
Однако мифы — это совершенно особый продукт фантазии людей. События и персонажи, о которых рассказывается в этих фантастических историях, абсолютно реальны и естественны для их творцов. Может, случились они в далеком прошлом — и не с ними, а с их предками, — но это не выдумка, не фантазия, а отражение реальности и способ ее объяснения с помощью чувственных образов.
Именно так оценивались мифы их творцами, а эмоционально-образный характер этих сказаний делал самые невероятные сюжеты возможными в действительности: например, в лесу жили волки, лисы, белки, лешие, болотники, дриады — и все они были частью мира людей. И люди тоже были разные — одни быстро бегали, другие могли выковать меч из куска болотной руды, а третьи — превратиться в волка или вызвать демона. Так выглядела и воспринималась мифическая реальность.
Сказку никто не принимал за реальность. Мифологические сюжеты превращаются в сказки в тот момент, когда люди утрачивают веру в их реальность. Созданные не одним поколением образы не исчезают из культуры социума, а бережно сохраняются как древние волшебные сказки, былины или эпические сказания о подвигах предков.
Ближе всего к классическим мифам былички — небольшие рассказы о якобы реальных событиях, в которых присутствует магическая или мистическая составляющая, появляются фантастические существа — выходцы из древних мифов.
Но былички не столь категоричны в оценке событий, о которых в них говорится, повествование всегда как бы балансирует на грани реального и нереального. Но главное, в отличие от быличек, мифы — это целая система сказаний, связанных особой логикой событий.
Главное
С развитием рационального сознания древние мифы не полностью утрачивают власть над людьми. Уже в эпоху расцвета мифотворчества происходит формирование религиозных воззрений, то есть появляется вера в сверхъестественные сущности. Божественные и демонические силы вытесняются в иные миры, и контакт с ними становится возможен только для особых людей — жрецов, волхвов, магов. Но память о том, как боги и демоны жили рядом с человеком, сохраняется сначала в мифах, а потом в сказках.
Элементы мифов в христианстве
Христианское мировоззрение берет начало в иудаизме — более древней монотеистической религии, зародившейся во II тысячелетии до нашей эры на Ближнем Востоке. Будучи национальной религией евреев, иудаизм впитал мифологические представления многих народов, населявших междуречье Тигра и Евфрата, Синайский полуостров и север Африки.
Эти же мифологические сюжеты оставили след в христианстве. Особенно это касается книг Ветхого Завета, в которых можно найти элементы древних мифов.
Так, последовательность этапов создания мира, изложенная в Ветхом Завете, почти полностью совпадает с аналогичной историей творения, рассказанной в древневавилонской поэме «Энума элиш». Только в Ветхом Завете эта история адаптирована к иудейскому монотеизму.
Миф о создании первых людей из глины, замешенной на крови бога Абзу, рассказан в поэме «Энума элиш». И в Ветхом Завете есть рассказ о том, как человек был создан из праха земного.
В шумерской поэме о Гильгамеше есть миф о путешествии этого героя на райский остров, где он хотел добыть растение, дарующее бессмертие, но бог в образе змея отобрал растение у Гильгамеша и изгнал его из рая.
Миф о древе Жизни как центре рая есть у многих народов, в том числе населявших Ближний Восток в древности.
Но больше всего совпадений — в мифе о Всемирном потопе, который есть не только в шумерских и вавилонских текстах, но и в сказаниях многих народов, обитавших далеко от Ближнего Востока. Даже в Новом Завете можно найти связи с древними мифами о конце света и воскрешении из мертвых, которые были распространены на севере Африки и в Передней Азии.
Главное
Пример связи мировых религий с древнейшими мифологическими системами — христианство. В нем мифы обрели новую жизнь, став основой верований миллионов людей на всех континентах.
Мифы в мировоззрении ислама
Ислам как монотеистическая религия зародился в VII веке нашей эры на территории Аравийского полуострова. Основатель ислама, или мусульманства, — Мухаммед ибн Абдулла, провозглашенный пророком бога Аллаха.
Так же как христианство, ислам много заимствовал из вероучения иудаизма. Связь с иудейской религией нашла отражение в элементах шумерских, семитских, хеттских мифов, которые представлены в Торе (священной книге иудаизма), а впоследствии были изложены в Коране.
Несмотря на некоторые изменения, библейские мифологические сюжеты вполне узнаваемы. К таковым можно отнести:
рассказ о сотворении мира;
историю сотворения первых людей и изгнание их из рая;
миф о Всемирном потопе;
повествование о Кияме — Дне Воскресения.
Но на содержание исламского вероучения повлияла и арабская мифология — совокупность мифологических представлений народов Аравийского полуострова, для которых были характерны политеистические культы. Элементы мифов, связанных с этими культами, нашли отражение в многообразии сверхъестественных существ: ангелов, джиннов, ифритов, гулей, шайтанов, пери и др.
Явная связь с древними арабскими мифами прослеживается и в описании мироустройства в одном из изречений пророка Мухаммеда, где указано, что земля держится на роге быка, а бык на рыбе, а рыба на воде, а вода на воздухе.
Важную роль в исламе играет почитание священного Черного камня Каабы. Это святилище в Мекке было объектом поклонения и паломничества задолго до возникновения мусульманства и окружено многочисленными мифами и поверьями. Когда-то в нем находилось 360 идолов различных арабских божеств.
Главное
Идеология и вероучение ислама испытали на себе влияние мифов разных народов, обитавших на территории современного Ирана, Ирака, Палестины, Израиля, а также древней арабской мифологии. С приходом на земли Аравийского полуострова мусульманства эти мифы не исчезли, а стали частью новой религии.
Буддийская мифология
Буддизм — одна из крупнейших мировых религий, возникшая в VI веке до нашей эры на территории Индии. Основанный на религиозно-философском учении Будды (Сиддхартхи Гаутамы), буддизм считается религией без бога.
Однако отсутствующую идею высшего божества замещают многочисленные мифологические сюжеты, которые можно разделить на две группы.
Первая — мифологизированные истории об основателе буддизма царевиче Сиддхартхе Гаутаме из рода Шакья, получившем имя Будда — Просветленный. Например, мифы об искушении Будды демоном Мара, просветлении царевича Гаутамы, ставшего отшельником, и др.
Вторая — мифы, заимствованные из более древних политеистических религий, брахманизма и индуизма. В первую очередь это учение о колесе (круге) сансары — перерождении (круговороте) душ. Также в буддизме много сказаний о сверхъестественных существах, населяющих разные миры, в том числе богах, асурах, демонах и др.
В классическом философском буддизме все эти сверхъестественные существа трактуются как порождения человеческой психики: страсти, чувства, желания. Но народная вера наполнила их жизнью, и люди, исповедующие буддизм, воспринимают всех этих демонов, асуров и богов как часть реальности, что соответствует мифологическому сознанию.
Важное место в буддийской мифологии занимают космологические мифы. Устройство мироздания в этой религии отличается сложностью и запутанностью. Миров и небес в буддизме больше, чем песчинок в реке Ганг. Миры организованы в шесть реальностей, где обитают небесные цари, боги, асуры, люди, голодные духи и демоны. Буддийская космология — самая сложная из всех мировых религий.
Главное
Буддизм, возникший как философское учение, развился в религию на основе заимствований мифологического материала из более древних политеистических религий брахманизма и индуизма. Важное место в буддизме также занимает народная мифология, обретшая статус официальной.
Мифы в религиозном искусстве
Религиозное искусство не зря называют Библией для неграмотных. Иконы, храмовая скульптура, фрески, украшающие стены соборов, имеют важную идейную составляющую, иллюстрируют вероучение и обрядовую сторону религии.
Древние мифы, ставшие частью религиозных систем, находят отражение и в религиозном искусстве. Мифологические сюжеты в древних языческих религиях Ближнего Востока, Древнего Египта, Индии, Китая, античной Греции и Рима становятся визуализацией верований этих народов.
Богато украшенные храмы языческих религий — иллюстрации древних мифологических сказаний о сотворении мира, рождении богов и людей, о мифических героях и их схватках с фантастическими чудовищами.
Благодаря дошедшим до нас произведениям искусства мы можем узнать, как представляли люди этих мифических существ, например человекобыков Шеду из мифов Ассирии, древнегреческих сатиров и кентавров, звероголовых богов Древнего Египта или демонов индуизма.
Это касается не только языческих верований, естественной частью которых были древние мифы, но и мировых религий, в том числе христианства. Бог и демоны этой религии слишком велики и непостижимы для обычного человека.
А вот мифологические персонажи, в образе которых они представлены в религиозном искусстве, более понятны. Особенно много в религиозном искусстве как православия, так и католицизма изображений Страшного суда, демонов, бесов, химер, горгулий и других мифических персонажей.
Главное
В религиозном искусстве, которое было наглядной иллюстрацией вероучения, всегда использовались мифологические сюжеты и персонажи. Они помогали простому верующему понять сложную догматику и религиозную философию.
Мифы как часть культурного наследия прошлого
Мифы, рожденные в глубокой древности, стали основой развития культуры человечества. Разрушались города, исчезали с лица земли цивилизации и народы, сменялись религии, но мифологические сюжеты, передаваясь из поколения в поколения, оставались в памяти людей.
Мифы, отшлифованные тысячелетиями человеческого творчества, и сами по себе шедевры. В них нашли отражение коллективный опыт людей, их понимание жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти. И нет ни одной сферы культуры, на которую мифы не оказали влияния.
Эти фантастические сказания стали культурной основой религий, превратившись из Хаоса образов в стройные вероучения и философские системы.
Мифологические сюжеты легли в основу выдающихся произведений искусства: живописи, скульптуры, поэзии. Мировая литература выросла непосредственно из мифологии, став первой формой ее обработки и осмысления.
В мифах реализуются важные потребности человека в создании социального порядка, поддержании психологического комфорта, понимании смысла своего существования. Язык мифологических образов универсален и понятен человеку любой национальности и исторической эпохи.
Мифы — самая ранняя форма познания мира. Несмотря на их фантастичность, без них невозможно представить развитие всех форм человеческого сознания, в том числе науки.
Главное
Мифы — ценнейшее наследие человеческого прошлого, в них заключены истоки культуры всех народов земли. Но миф не исчез из сознания человечества, превратившись в исторический артефакт. Для современного человека, как и для многих поколений его предков, характерна потребность в мифотворчестве, которая реализуется в создании современных мифов.
«Книжная» мифология
Первобытные мифы возникли в дописьменную эпоху и существовали исключительно в устной традиции. Цивилизация развивалась, появились религиозно-философские системы, при этом часть древних мифов сохранилась в священных книгах, эпосах, поучениях мудрецов и житиях святых. Но большая часть исконной народной мифологии осталась в устной форме и постепенно частично утрачивалась, частично изменялась, превращаясь в сказки.
Сохранить мифы и донести их до современников помогли записи древних сказаний, которые часто делались уже тогда, когда миф перестал безраздельно властвовать в сознании человека.
К тому же авторы записей старались упорядочить Хаос, царящий в мифах, сгладить противоречия, привести фантастические истории в литературную форму, сделать их более понятными современникам. Это неизменно приводило к искажению оригиналов, неправильному пониманию символики их образов.
Записи древних мифов в настоящее время существуют в трех формах.
Собрания мифов, сделанные священниками-миссионерами и исследователями фольклора. Например, Старшая Эдда — сборник древнеисландских сказаний о богах и героях, записанных католическим монахом Сэмундом в XI веке, или «Калевала» — карело-финский эпос, записанный Элиасом Леннротом.
Записи этнографов, изучавших в XIX — начале XX века примитивные племена Африки, Северной и Южной Америки, Австралии. Они сохранили первобытные мифы в почти неизменном виде.
Сборники литературно обработанных мифов, написанные современными авторами на основе древних источников. Например, «Мифы Древней Греции» Николая Куна, «Мифы и легенды Древнего Востока» Александра Немировского, «Один» Карла Мунка.
Главное
Древние мифы доступны современному человеку в систематизированном, литературно обработанном виде. Заслуга обработчиков в том, что они помогли сохранить мифы и легенды в меняющемся мире, но это уже не те величественные и непостижимые фантазии древнего человека. «Книжная» мифология более литературна, цивилизованна и в то же время в чем-то более примитивна, чем настоящие мифы.
Отрывок из книги Марины Голубевой «Главное в истории мифологии. Ключевые сюжеты, темы, образы, символы». М.: Издательство Манн, Иванов и Фербер (МИФ), 2023.
Читайте книгу целиком
Книга историка, кандидата философских наук Марины Голубевой о том, как зарождалась мифология, как стала основой современной религии и культуры и как влияет на нас сегодня.
Шумерская, индийская, египетская, древнегреческая, скандинавская, азиатская мифология под одной обложкой. Какие сюжеты роднят отделенных друг от друга веками «Сказание о Гильгамеше», Тору и Библию? Какие древние символы мы видим каждый день? Как мы творим современные мифы, не замечая этого? Главные сюжеты, боги, герои, символы, книги.