Одно из самых крупномасштабных шоу за всю историю телевидения рассказывает историю британской королевской семьи с момента восшествия на престол Елизаветы II и до дня смерти принцессы Дианы. Так как в основе сюжета лежат истории и судьбы реально существующих персонажей, часть из которых еще жива, подход к образам и костюмам был максимально доскональным.
На разработку первого сезона продюсеры пригласили художницу по костюмам Мишель Клэптон, так как посчитали, что только она может справиться с такой серьезной и ответственной задачей. Из-за чего Клэптон пришлось отказаться от работы над шестым сезоном «Игры престолов», где она была основным художником по костюмам, и на время сосредоточиться на новом проекте.
Как признается сама Клэптон, задача действительно было непростая, так как предположительно сериал могла смотреть сама королева, которая была еще жива на момент первого сезона. Поэтому было довольно рискованно воссоздавать гардероб еще здравствующей персоны, не имея возможности проконсультироваться с ней лично. «В конечном счете это драма, а не исторический документальный фильм», — говорит художница.
При подготовке к проекту Клэптон не только изучила множество архивных документов и многочисленные выпуски журнала Vogue 1950-х годов, но и пригласила для консультаций историка моды и исследователя ювелирных украшений. Вместе они подробно обсудили, что могла бы надеть Елизавета по тому или иному случаю.
В итоге было решено создать наряды, соответствующие скорее характеру или настроению сцены, чем досконально воссоздавать повседневную одежду королевы. Абсолютно точные реплики нарядов были воспроизведены только в тех случаях, когда это было необходимо в контексте реальных исторических событий: например, коронация или свадьба.
Воспроизведение знаменитого платья для коронации стало одной из самых сложных задач для Клэптон и команды, но, к счастью, в последний момент выяснилось, что незадолго до съемок «Короны» ювелирный бренд Swarovski создал реплику коронационного платья для своей выставки — в итоге именно оно и появилось в сериале.
А вот реальное шелковое свадебное платье Елизаветы цвета слоновой кости с вышивкой пришлось воссоздавать своими силами, на что ушло около восьми недель. Оказалось, что современные отрезы ткани не такие широкие, как были в середине ХХ века, поэтому портные прибегли к различным хитростям, чтобы повторить оригинальный силуэт.
Также непростым вызовом стало другое знаменитое свадебное платье, но уже для принцессы Дианы в четвертом сезоне. За костюмы в сериале начиная с третьего сезона и вплоть до конца проекта отвечала художница Эми Робертс, у которой за плечами внушительный опыт работы с силуэтами XX века («Поллианна», «Вызовите акушерку», «Комната наверху», «Миссис Биггс»). Именно ей и выпала честь воссоздать культовое свадебное платье. При этом она решила не копировать его дословно, а попробовала слегка переосмыслить наряд, сохранив при этом похожий силуэт.
«"Корона» — это история, где нужно быть предельно точным, когда дело касается таких ключевых моментов, как униформа, похоронные или свадебные наряды. Необходимо воссоздать именно то, что они носили. Но даже тут я добавляю что-то от себя, — признается художница по костюмам,
— Когда создавалось свадебное платье Дианы, я закрыла глаза и подумала о том, что я помню об этом наряде. Это бледно-кремовое одеяние, вот что всем запомнилось. Практически в стиле диснеевской принцессы, с рукавами-фонариками — мечта каждой маленькой девочки. Мне захотелось дать ощущения бала Золушки, с великолепным огромным шлейфом. Я думаю, моя работа как заключается в том, чтобы создавать ощущения. Я не хочу просто копировать, копировать и копировать. Это было бы утомительно и слишком скучно».
Оригинальное свадебное платье принцессы Дианы из шелка цвета слоновой кости было вручную расшито десятью тысячами натуральных жемчужин, а шлейф длиной 7,5 метра декорирован винтажным кружевом XIX века. Авторами этого одного из самых известных платьев в истории стали Элизабет и Дэвид Эмануэль. Именно к ним за консультацией и поддержкой обратилась художница по костюмам.
«Это платье похоже на слона в комнате, — говорит Робертс. — Даже люди, которые тогда еще не родились, кажется, имеют представление о том, настолько это было масштабно и значимо». Не имея доступа к оригинальным выкройкам, дизайнер привлекла к сотрудничеству одного из создателей оригинального наряда — Дэвида Эмануэля.
Он принес копии своих старых набросков, рассказал команде о нюансах кроя, а также помог правильно подобрать цвет, что стало большой поддержкой для Эми Робертс: «Он сказал: «Просто делай и получай удовольствие». Это было в некотором смысле огромным облегчением. Иногда мы общались, я присылала ему фотографии с примерки. Он отвечал: «Отлично выглядит».
Четыре месяца, 600 часов работы и пять примерок спустя у команды художников на руках было готовое платье. Наряд состоял из 95 метров ткани и 100 метров кружева, а его длина составила около 30 метров.
Действие последних сезонов разворачивается в период с конца 1970-х до конца 1990-х, когда Диана и Чарльз были самой известной парой в мире, жили буквально на глазах миллионов и оставили после себя внушительный фото- и видеоархив. А это значит, что у зрителей есть возможность досконально изучать гардеробы двух принцесс, реальной и экранной, и сравнивать их.
Эми Робертс признается: «Мы старались не думать слишком много обо всех этих фанатах Дианы. Я бы не смогла работать полноценно, если бы постоянно думала о них. Нам просто нужно было набраться смелости и смириться с тем, что сравнений не избежать». Такой подход поддерживает сценарист и продюсер сериала Питер Морган.
По словам Робертс, он лично призывал соблюдать баланс между реальным и точным, с одной стороны, и стилизацией — с другой: «Я думаю, что это позволило мне и моей команде использовать воображение».
По задумке дизайнера костюмы Дианы в четвертом сезоне отражают «настоящую эволюцию личности». В первых сериях мы видим 15-летнюю милую, симпатичную, немного пухленькую девушку в обычной одежде в духе «слоун-рейнджеров». Она снимает в складчину с подругами многокомнатную квартиру, подрабатывает уборщицей в доме сестры и ассистентом воспитателя в детском саду.
Облик Дианы не меняется до тех пор, пока она не обручается с принцем Чарльзом и не переезжает в Кенсингтонский дворец. После этого появляется больше денег, больше этикета, больше правил, которые необходимо соблюдать: «Постепенно вы видите, как она трансформируется, и, когда брак начинает распадаться, она становится сильнее, в том числе и с визуальной точки зрения».
Диана как будто одевается в доспехи, которыми, по сути, становятся для нее яркие вещи фэшн-брендов, а мода становится для нее своеобразным щитом. Так, в шестой серии четвертого сезона были воссозданы наряды, которые принцесса носила во время их с Чарльзом шестинедельного турне по Австралии в 1983 году. Тогда для встречи с жителями города Перт Диана надела канонический тотал-лук цвета фуксии от Donald Campbell вместе со шляпкой John Boyd и сумкой-конвертом.
А красную скалу Айерс-Рок она посетила в минималистичном белом платье с балетками и сумкой в тон. Воссоздан был также вечерний наряд цвета слоновой кости Victor Edelstein, который Диана надевала в 1989 году по случаю посещения Бруклинской музыкальной академии.
Что касается мужских образов, то у художниц по костюмам здесь было больше свободы и меньше необходимости воссоздавать досконально определенные наряды. «Вы смотрите на старые фотографии принцев Чарльза и Филиппа — они такие стильные, такие впечатляющие, — говорит Робертс. — Но в случае Филиппа вы не можете все время делать акцент на этом, сценарий не позволяет. Так что мы взяли в сериале для него самую простую английскую одежду, которая у него есть, удлиненный пиджак. Чарльз же, напротив, носит классический образ «университетского юноши, который не нашел себя».
К четвертому сезону он становится более зрелым. Есть сцена, в которой Чарльз отправляется с визитом к своей тете Маргарет на ее остров. У нас появилась возможность надеть на него двубортный льняной костюм и рубашку с коротким рукавом и узорами, которая на самом деле была создана не для королевских образов.
Так что есть моменты, когда можно сказать, что он был невероятно смелым и элегантным, чего почти никто никогда не замечал. По крайней мере, я не замечала. Предполагаю, что люди, которые разбираются в моде, знают об этом. Но для нас, для нашей команды дизайнеров, это было настоящим открытием — Чарльз необыкновенно стильный».
Однако и у Чарльза был один непростой костюм, который необходимо было дословно повторить — это одеяние для обретения титула, церемонии инвеституры, которая официально закрепила за ним титул принца Уэльского. Корона, которую герой носит в этой сцене, была специально воссоздана для сериала. Кроме того, в деталях была восстановлена шляпа королевы Елизаветы, декорированная жемчугом.
Своим самым любимым костюмом за весь многолетний период работы над сериалом Эми Робертс называет одеяние монахини для принцессы Алисы, матери принца Филиппа: «Может показаться, что это одна из самых простых вещей в мире. Но мы искали ткань, красили ее, штопали и латали. И оттого что Алиса была самой экстраординарной представительницей королевской семьи, процесс был еще более увлекательным. С одной стороны, у тебя есть шарм, шелк и очарование семьи, а с другой — эта необычная женщина, которая отказалась от всего перечисленного. Ее наряд отличался от всего, что мы делали для остальных героев».
В 2020 году Бруклинский музей совместно с Netflix запустили онлайн-выставку костюмов из «Короны». В 2024 году, после завершения проекта, планируется масштабная офф-лайн выставка с самыми яркими и интересными костюмами за все шесть сезонов сериала.
По самым скромным подсчетам в мире сейчас снимается свыше тысячи сериалов: как минимум 50 из них являются продолжениями уже запустившихся проектов. «Уэнсдей», «Очень странные дела», «Эйфория», «Эмили в Париже» и «Доктор Кто», чьи новые сезоны ожидаются в ближайшие два года, несомненно, продолжат свое влияние на фэшн-тренды. Но также нас ждут новые проекты, чей стиль мы еще не знаем, и даже не можем предугадать. И от этого еще интереснее, как же будет меняться мода под воздействием новых сериалов.
Отрывок из книги Анны Баштовой «Мода и сериалы: от Друзей и Твин Пикс до Эйфории и Убивая Еву». М.: Издательство АСТ, 2024.
Читайте книгу целиком
Задумывались ли вы когда-нибудь, благодаря чему появляется тот или иной тренд в одежде? Почему, например, корсет — элемент средневекового гардероба — снова вошел в моду уже в XXI веке?
«Игра престолов», «Друзья», «Эйфория», «Аббатство Даунтон» — многие сериалы повлияли и продолжают влиять на модную индустрию. Анна Баштовая на примере культовых телевизионных проектов демонстрирует связь между образами героев и модными тенденциями во всем мире.