1980-е как будто мстили хиппи, альтернативной культуре и отказу от богатства и власти — теперь стало модно зарабатывать деньги и хорошо одеваться. Молодых честолюбивых людей, приверженцев новой тенденции, стали называть «яппи».
Когда говорят о яппи (yuppie, сокращение от young urban professional person — «молодой городской профессионал»), обычно подразумевают молодых нью йорк цев, быстро разбогатевших на биржевых спекуляциях и рынке недвижимости или работавших в средствах массовой информации. Яппи думают только об успешной карьере и крайне неравнодушны ко всем внешним атрибутам благосостояния.
Молодежь 1980-х гг. четко ориентирована на престижность. Их униформа — классические деловые костюмы с агрессивными широкими плечами таких дорогих брендов, как Armani, Hugo Boss или Ralph Lauren, которые они носят с кроссовками или мокасинами Gucci. Этот чуть небрежный стиль создает мужественный образ и является символом агрессивного конкурентного поведения.
Яппи не обходятся без косметических товаров, потому что иначе могут проиграть в конкуренции: работодатели теперь предпочитают ухоженных и презентабельных сотрудников. Аккуратно подстриженные чистюли яппи — новый контингент потребителей дезодорантов, кремов и лосьонов.
Появилось поколение агрессивных бизнесвумен — яппи в юбке. Главный женский образ 1980-х гг. — деловая женщина, добившаяся финансовой независимости и небывалых профессиональных высот.
В дамские костюмы вернулись элегантность и шик; широкие плечи жакетов подчеркивают власть и авторитет, а соблазнительная мини-юбка и яркий, но искусный макияж не дают забыть, что перед вами женщина. Наиболее полно этот стиль был представлен в популяр ном телесериале «Династия», первая серия которого вышла в 1983 г.
Противоположный женский образ, также распространенный в 1980-е, это девчонки-оторвы наподобие юной, еще не ставшей звездой Мадонны: никакой офисной карьеры, вместо нее драные джинсы, агрессия и кожаная куртка, взятая напрокат у знакомого пацана.
Мадонна была символом сексуальности 1980-х. На протяжении своей карьеры она постоянно меняла образ, представая то девчонкой с улицы, то гламурной дивой, то ожившей Мэрилин Монро, то святой, то грешницей. Именно благодаря ей в моду вернулись высветленные волосы.
Помимо агрессивной деловой женщины и сексуальной соблазнительницы, в 1980-е были популярны еще два ярких образа: романтичная барышня и фанатка фитнеса в лосинах и с повязкой на голове.
В мужской моде преобладали строгая классика, романтический и спортивный стили, а также деревенский маллет. В середине XIX в. словом mullet-head в Америке называли доверчивых и не сильно образованных людей, а одноименная прическа была популярна у работавших в полях деревенских жителей.
В 1980-е гг. маллет (волосы коротко стригли спереди и по бокам, а сзади оставляли длинными) стал очень популярен. Сами американцы говорили о маллете так: «Спереди — для бизнеса, сзади — для вечеринок».
Популярность этой прически пошла на спад только после критической статьи Майка Ди в журнале «Бисти Бойз», опубликованной в 1995 г. и заявлявшей: «Нет ничего хуже, чем плохая стрижка. И, пожалуй, наихудшим примером является то, что мы называем „маллет“».
Среди поклонников этой стрижки были музыканты Дэвид Боуи, Фил Коллинз и Пол Маккартни, киноактер Мел Гибсон, хоккеист Уэйн Гретцки, рестлер Терри Халк Хоган, певец Ричард Маркс.
В Советском Союзе ее носили музыканты Виктор Цой, Алексей Глызин, Константин Кинчев. Был женский вариант этой прически — на более длинные волосы.
В 1980-е существовали и другие модные тренды. Одной из главных особенностей мужских стрижек был большой объем волос по всей голове и небрежная челка, спадающая на лицо или зачесанная назад; боковые пряди были всегда зачесаны назад.
Очень ценились кудри любого размера: щеголи 1980-х активно экспериментировали с завивкой. При этом и обладатели густых шевелюр, и молодые люди с короткими стрижками нередко использовали сильнейшие химические составы для того, чтобы придать прическе пышность и волну. Самой модной тенденцией были объемные, но простые формы.
Длинные волосы у женщин стриглись по такому же принципу. Наиболее востребованными стали ступенчатые стрижки маллет, как у певиц Сандры и Синди Лопер, спиральная химическая завивка и высокий начес, в том числе на челке.
Женская эмансипация породила новый образ андрогина, в котором были почти стерты границы между мужественным и женственным, у дам в моду вошли атлетическая, накачанная фигура и короткая стрижка. Такой агрессивной красотой запомнились темнокожая певица, актриса и модель Грейс Джонс, певица Энни Леннокс и принцесса Монако Стефания.
Также в тренде были боб с асимметрией, волосы, окрашенные в цвет баклажана, и мелирование перышками. Честно говоря, прически напоминали взорвавшийся стог сена, причем такую копну волос носили и юные бунтарки, и деловые женщины.
Макияж 1980-х отличался обилием косметики на лице — акценты были сделаны на всем: румяна до висков, жидкая подводка вокруг глаз, помада лиловых или фиолетовых оттенков; очень яркие тени контрастных цветов наносились на всю область век и переходили в румяна.
В 1980-е гг. продолжилось массовое увлечение спортом и аэробикой, но теперь целью всех усилий было не здоровое тело, как в 1970-е, а идеальные формы, которые стали символом высокого социального статуса. Люди занимались бодибилдингом, аэробикой, шейпингом и другими видами спорта, помогавшими создать безупречное тело.
На пике моды — мускулистый, накачанный торс, как у Сильвестра Сталлоне, Арнольда Шварценеггера, Жан- Клода Ван Дамма. Не отставали от мужчин и поклонницы фитнеса, упорно создававшие подтянутое тело. Их излюбленный аксессуар — повязка для волос — вышел за пределы спортзалов, и увидеть его можно было повсюду. А модные высокие боковые хвосты украшались широкими разноцветными тканевыми резинками.
В 1981 г. неоромантический стиль, возникший в Британии в 1970-е, стал особенно популярным. Одной из причин внезапного интереса к стилю стала свадьба принца Чарльза и леди Дианы Спенсер: очаровательная принцесса стала новым кумиром и идолом моды. Ее свадебное платье, созданное британскими модельерами Дэвидом и Элизабет Эмануэль, вдохновило многих дизайнеров на создание романтических коллекций, и тысячи невест во всем мире стремились надеть подвенечный наряд а-ля принцесса.
В авангард новой моды вышла дизайнер Вивьен Вествуд, увлекшаяся историческим костюмом. Ее коллекции «Новые романтики» и «Пираты» вдохновили уличную моду на подражание бандитам-денди.
Особенно полюбили стиль новых романтиков поп-музыканты: Дэвид Боуи, Принц, Бой Джордж (Culture Club), Стив Стрейндж (Visage), Адам Ант (Adam and the Ants), группа Duran Duran — и студенты художественных колледжей.
Субкультура — социальная группа людей, чье поведение, нормы и взгляды отличаются от преобладающего большинства.
Параллельно с развитием традиционных стилей в 1980-е появилось много субкультур: панки, готы, новые теды, или тедди-бои, «черная» молодежная культура (в Нью- Йорке — рэп и хип-хоп, в Детройте — техно, в Чикаго — хаус, в Лондоне и Манчестере — рейв). Главные рейверы 1980-х — члены бой-группы New Kids on the Block, главные хип-хоп еры — группа Run DMC.
Отрывок из книги Натэллы Ивлевой «Эволюция образа глазами гримера: Краткий экскурс в историю макияжа и прически». М.: Издательство Альпина ПРО, 2023.
Читайте книгу целиком
Создание образа сегодня стало одним из видов современного искусства. Но чтобы понять, как зародилось и развивалось это искусство, необходимо обратиться к истокам — узнать, как менялись идеалы красоты, и проследить путь, который проделало человечество, прежде чем научилось создавать коммерческие визуализации, созвучные эстетическому восприятию современного зрителя.
Автор книги, один из самых уважаемых и опытных художников по гриму в России, рассказывает о том, как менялись стандарты красоты и тенденции в области макияжа и прически на протяжении веков, об античных корнях профессии гримера, о влиянии технологий и модных трендов на кинематографические ретроспективы.