Когда-нибудь это случается с каждым: вам срочно нужно ехать по делам, а машина не заводится, потому что аккумулятор «умер». Может, он уже давно собирался это сделать, а ночной мороз этому поспособствовал, а может, вы забыли выключить фары. Если дело именно в разрядившейся АКБ (о том, как это определить, мы писали тут), то решить проблему можно довольно быстро и даже несколькими способами. Vokrugsveta.ru рассказывает, как завести автомобиль, если у него сел аккумулятор.
5 способов завести машину с севшим аккумулятором
Способ 1. «Прикурить»
Это самый распространенный способ, для которого вам понадобится другой автомобиль. На сленге водителей «прикуриванием» называется соединение аккумуляторов двух машин при помощи «крокодилов» — специальных проводов. Важно помнить, что «прикуривать» машину можно только от автомобиля с аккумулятором большей или такой же емкости — пытаться зарядить мощный внедорожник от малолитражки бесполезно, так вы рискуете посадить еще один аккумулятор.
Автомобили нужно расположить так, чтобы подкапотные пространства были как можно ближе друг к другу. «Донора» предварительно нужно прогреть минут 10. «Крокодилы» имеют двойную окраску: красный для плюсовых и черный для минусовых контактов. Это важно, чтобы не перепутать полярность, потому что в противном случае вы вызовете короткое замыкание.
Дальнейший процесс выглядит следующим образом:
Выключаем зажигание на обоих автомобилях.
Подключаем один зажим положительного (красного) провода к плюсовой клемме аккумулятора «донора», а затем второй зажим к плюсовой клемме аккумулятора «реципиента»;
Подключаем один зажим отрицательного (черного) провода к минусовой клемме аккумулятора «донора», а второй к «массе» — неокрашенной металлической части под капотом автомобиля-реципиента, скажем, к корпусу двигателя.
Ждем 10-20 минут, чтобы дать аккумулятору «реципиента» чуть-чуть зарядиться от батареи второго автомобиля. Далее, не снимая проводов, пробуем запустить двигатель автомобиля с разряженным аккумулятором. Если получилось, то через несколько минут можно снимать «крокодилы». Делать это нужно строго в обратной последовательности: сначала черный провод на «реципиенте» и «доноре», затем красный в таком же порядке.
Если вы стесняетесь, или никто из проезжающих мимо водителей не пришел к вам на помощь, можно вызвать коммерческую службу помощи на дорогах, но за такое «прикуривание» придется заплатить от 500 до 2000 рублей, в зависимости от города и региона.
Способ 2. Толкнуть машину или попроситься на буксир
Еще один «дедовский» метод, простой и эффективный, тут даже «крокодилы» не нужны. Правда, сейчас этот способ понемногу уходит в прошлое, потому что годится только для «механики», а для машин с АКПП неприемлем.
Чтобы завести автомобиль таким образом, вам нужно найти помощников-добровольцев, которые согласятся подтолкнуть вашу машину сзади или взять ее на буксир.
Для запуска «с толкача»:
Убедитесь в безопасности планируемого маневра для окружающих. На оживленном шоссе применять данный метод точно не стоит. Если впереди подъем — тоже не стоит. Сядьте за руль, опустите боковые стекла, чтобы можно было общаться с помощниками. Переведите рычаг трансмиссии в нейтральное положение и не забудьте снять машину с «ручника».
Попросите помощников толкать автомобиль сзади как можно сильнее и быстрее. Включите зажигание. В тот момент, когда машина начнет равномерно двигаться вперед, нажмите на педаль сцепления и включите вторую передачу, затем отпустите сцепление и нежно давите на газ — машина должна завестись и поехать самостоятельно. Тут главное, чтобы помощники не упали. Только не глушите мотор, пусть он поработает хотя бы полчаса и не на холостом ходу, а на более высоких оборотах во время езды.
Если вас тянут на тросе:
Договоритесь с водителем, который берет вас на буксир, об условных знаках и напомните ему, что тормоза вашей машины до запуска менее эффективны, поэтому в интересах вашего помощника избегать резких торможений.
Соедините машины тросом. Стоит заранее проверить, есть ли у вас штатные крепления или проушина, которую следует надежно вкрутить в специальное гнездо. Если возможности нормально закрепить трос по какой-то причине нет, лучше сразу отказаться от этой идеи: даже эвакуатор может обойтись дешевле возможных последствий «самодеятельности» с тросом.
Водитель буксира должен двигаться со скоростью около 20 километров в час. Вы же, сидя за рулем своего авто, включаете зажигание, выжимаете сцепление и выбираете вторую передачу, а потом отпускаете сцепление и плавно давите на газ. Опять-таки, если все сделано правильно, то машина заведется. Можно подавать сигнал помощнику и отвязывать трос. Не глушите мотор, пока не покатаетесь те же полчаса, чтобы зарядить севшую АКБ.
Способ 3. Воспользоваться пускозарядным устройством
Если вокруг ни души, но вы проявили предусмотрительность на такой случай, можно воспользоваться лежащим в багажнике зарядным, пусковым или пускозарядным устройством (ПЗУ). Это специальные приборы, заменяющие «донорские» аккумуляторы. Однако с ними не все просто.
Обычные «зарядники» нужны, чтобы зарядить севшую АКБ вашей машины, но на это уйдет довольно много времени. Пусковые устройства позволяют завести двигатель сразу, а пускозарядные сочетают обе функции. Проблема в том, что классическим импульсным или трансформаторным ПЗУ для работы требуется розетка. И если в собственном дворе вы еще сможете как-то решить эту проблему, то в лесу взять энергию будет неоткуда.
На такой случай существуют ПЗУ со встроенным аккумулятором или просто мощные внешние аккумуляторы — они спасут вас даже в глуши. Однако они занимают много места и стоят недешево.
Самыми продвинутыми являются компактные конденсаторные пусковые устройства. У них даже может не быть встроенного аккумулятора — они быстро накапливают энергию в конденсаторах и так же быстро отдают ее в момент запуска мотора. Зарядить их можно буквально за пару минут от внешнего аккумулятора или даже от почти севшей АКБ автомобиля. Такое устройство дает мотору мощный «пинок», которого должно хватить для запуска, если проблема только в аккумуляторе. Основной минус конденсаторного пускового устройства — высокая стоимость, сравнимая со стоимостью новой АКБ, а то и двух.
Способ 4. Купить новый аккумулятор
Радикальное решение проблемы в городских условиях: вызвать такси, доехать до ближайшего магазина запчастей и купить новую батарею, раз уж старая вас подвела. АКБ с прилавка обычно имеет достаточный уровень заряда, чтобы автомобиль завелся. Другой вопрос, что проделать это быстро, скорее всего, не получится, поэтому ближайшие планы придется пересмотреть.
Однако важно помнить, что проблема может быть не только в батарее, особенно, если меняли вы ее относительно недавно. Неисправности в бортовой сети быстро выведут из строя и новый аккумулятор.
Способ 5. Отправиться в автосервис на эвакуаторе
Конечно, это недешево, зато точно решит проблему. Пусть профессионалы разбираются, что там приключилось — пора ли поменять аккумулятор, или машина не заводится по какой-то другой причине. Если получится отделаться малой кровью, то, по крайней мере, батарею вам надежно зарядят. К сожалению, планы на день придется скорректировать: быстро такие вопросы не решаются.
Способ из прошлого. «Кривой» стартер
На заре автомобильной эры все машины заводились не ключом, а рукояткой, которую требовалось резко вращать, чтобы привести в движение коленвал. Процесс требовал физической силы и мог нанести серьезную травму: когда мотор заводился, изогнутая ручка, прозванная «кривым» стартером, могла сильно ударить по рукам, а то и переломать пальцы.
Постепенно этот механизм превратился в резервный способ завести автомобиль с севшим аккумулятором — отверстиями под рукоятку некоторые машины оснащались почти до конца XX века. Но сегодня «оживить» таким образом получится разве что очень старые «жигули» ранних моделей, если заранее приобрести «кривой» стартер и кинуть его в багажник.
В заключение добавим, что покупать новую батарею рекомендуется раз в 3-4 года при обычном режиме эксплуатации или даже чаще, если вы ездите много и активно. Своевременная замена аккумулятора не гарантирует, что вам не пригодятся наши советы, но заметно снизит вероятность такого развития событий.