Как падение астероида размером с 4 Эвереста повлияло на жизнь на Земле? Отвечают геологи

Ученые описали ход и последствия планетарной катастрофы, разразившейся более 3 млн лет назад

22 октября 2024Обсудить
Romolo Tavani

Около 3,26 миллиарда лет тому назад с Землей столкнулось космическое тело, чей размер в 200 раз превышал размер метеорита Чиксулуба, после столкновения с которым около 66 миллионов лет назад на планете вымерли динозавры. К такому выводу пришли геологи из Гарвардского университета (США), статья которых опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Следы удара гигантского метеорита размером до 58 км в диаметре, который назвали S2, ученые нашли в районе Барбертонского зеленокаменного пояса  — одного из древнейших горных хребтов на Земле, расположенного на юго-востоке ЮАР, на границе с Эсватини.

Анализ образцов древних пород также позволил исследователям нарисовать картину того, что произошло после катастрофы на планете, где жизнь в то время была представлена лишь одноклеточными бактериями и археями (другими одноклеточными микроорганизмами). Оказалось, что, в отличие от метеорита, из-за которого вымерли динозавры, S2 стал источником развития новых форм жизни на Земле.

Что происходило после удара

Удар S2 вызвал мощнейшее цунами, из-за которого вся вода в океанах перемешалась, а почву и скальные обломки выбросило с суши на побережье. Выделившееся в результате столкновения тепло привело к тому, что верхний слой воды в океанах выкипел, атмосфера нагрелась, и всю планету заволокло густым облаком пыли, из-за чего полностью прекратился фотосинтез.

Последствия падения метеорита S2, в результате приведшие к увеличению массы одноклеточных бактерий

University of Harward

Но бактерии и археи невероятно выносливы, и, как установили исследователи, после столкновения жизнь на Земле быстро восстановилась и даже начала процветать. При этом особенно расплодились одноклеточные организмы, питающиеся фосфором и железом. Железо, скорее всего, было поднято из глубин океана на мелководье во время цунами, а фосфор был доставлен на Землю самим метеоритом. Кроме того, источником фосфора в окружающей среде стало усиление выветривания и эрозии на суше.

Таким образом, делают вывод ученые, метеоритные бомбардировки Земли миллиарды и миллионы лет назад несли с собой не только катастрофические последствия, но и имели положительную сторону — они давали толчок для развития жизни на планете.