В 1880-х годах пассажиры Кейптаунской государственной железнодорожной ветки стали сообщать, что на станции в Эйтенхахе около Порт-Элизабета семафором управляет… обезьяна. Администрация железной дороги начала официальное расследование, и вот что выяснили колониальные чиновники.
Джеймс Эдвин Уайд работал на Кейптаунской ветке еще с 1870-х, когда компания только сформировалась. Сначала Уайд служил охранником, а затем стал сигнальщиком. Бойкого рабочего прозвали Прыгуном (англ. Jumper) — так ловко он перебирался от вагона к вагону. Вскоре блестящую карьеру Уайда прервал трагический случай: за неудачным прыжком последовало падение на рельсы под катящуюся тележку поезда, и сигнальщику ампутировали обе ноги до колен.
Уайд не смутился и не ушел со службы. Более того, Джеймс купил на местном птичьем рынке медвежьего павиана (лат. Papio ursinus, вид из семейства мартышковых), назвал его Джеком и стал учить премудростям работы семафорщика.
Дрессировка оказалась продуктивной: Джек весьма преуспел в железнодорожной науке и вскоре начал выходить на смены вместо хозяина. Тогда-то пассажиры и заметили хвостатого сигнальщика на небольшой станции на подъезде к городу Порт-Элизабет и на всякий случай сообщили о нем в администрацию железных дорог. Там провели расследование и заключили, что примат отлично справляется со своими обязанностями.
Кейптаунская государственная железнодорожная компания официально приняла эволюционного родственника человека на работу и стала платить ему жалованье — 20 центов в день, а также за счет работодателя Джеку покупали бутылку пива раз в неделю. За девять лет службы павиан не допустил ни единой ошибки.
В 1890 году павиан скончался от туберкулеза. Череп почетного сигнальщика находится в коллекции музея Олбани в Грэхэмстауне (ЮАР), а в здании старой станции в Эйтенхахе выставлены фотографии Джека, в том числе та, на которой они с Джеймсом Уайдом запечатлены за работой.
Как мумия бабуина из Египта указала историкам на расположение мифической земли Пунт, читайте в материале Vokrugsveta.ru.