25 мая выпускники прощаются со школой. А заложил эту традицию в послевоенные годы молодой директор одной из краснодарских школ, учитель-реформатор Федор Брюховецкий.
Если бы выпускнику Краснодарского педагогического института Феде Брюховецкому сказали, что через несколько лет он станет основоположником большинства школьных традиций, молодой человек вряд ли бы поверил. В годы войны он работал обычным учителем — сначала под Ростовом, на станции Зверево, затем в Сибири.
В 1943-м, после освобождения Краснодара от фашистов, вернувшегося из эвакуации Брюховецкого назначают директором краснодарской мужской школы № 58 (позднее ее объединят с женской и присвоят № 12). Хозяйство 28-летнему Федору Федоровичу досталось плачевное: полуразрушенное от бомбежек здание, пацаны, которые уже 2 года как росли без отцов. В общем, приверженцу идей Макаренко, чье имя потом носила школа, было где развернуться.
Разобравшись с насущными потребностями детей и наладив коллективный труд, педагог задумался о том, как объединить ребят душевно, научить их не только вместе работать, но и вместе отдыхать, поддерживать друг друга, ощущать, что они делают одно дело, что они должны держаться друг друга. Помог случай.
23 января 1944-го в школу пришло письмо из Ленинграда с радостной новостью — выпускнику Александру Мироненко присвоили звание Героя СССР. В письме упоминалась и честь школы, которая «воспитала героя». Ребята так обрадовались этой новости, что Брюховецкий предложил устроить в честь события праздник «За честь школы», который потом отмечали ежегодно.
Увидев, какой эффект этот праздник оказал на ребят, Брюховецкий понял: важнейшие события школьной жизни нужно делать традициями. Некоторые из них так и остались обычаями школы, но День знаний, Прощание с Букварем — все эти праздники появились именно благодаря краснодарскому педагогу. Он же придумал праздник Последнего звонка.
25 мая 1948 года, в двух советских школах — краснодарской № 12 и московской № 182 — впервые прошла торжественная линейка в честь окончания учебы — Последний звонок. Конечно, это не был праздник в современном его понимании: ни лент выпускников, ни колокольчиков, ни воздушных шаров с голубями.
Но были другие традиции: выпускники сажали в школьном дворе деревья на память о своей учебе. А первоклассники дарили им поделки, которые сами мастерили на уроках труда. По задумке Брюховецкого, этот день должны были запомнить и сами выпускники, и те, кто шел за ними следом.
Уже через несколько лет традицию подхватили школы всего Союза. Но вплоть до начала 1970-х она не была обязательной. Лишь после 1971 года (точная дата неизвестна) Министерство образования СССР включило праздник в честь окончания школы в список официальных мероприятий. И с этого момента его стали праздновать во всех школах, правда, значительно упростив и переработав его концепцию, а также добавив новые традиции.
Сегодня последний звонок звучит не только для ребят, заканчивающих 11 класс, но и для девятиклассников, а также выпускников начальной школы, которые прощаются с первым учителем. Без этого праздника, а также традиционного «В добрый путь!» сложно представить себе последние дни мая.
Современные традиции последнего звонка
Танцевать школьный вальс. Как правило, под «Школьный вальс» Дунаевского или «Когда уйдем со школьного двора» из фильма «Розыгрыш».
Звонить в колокольчик. Это символичный последний звонок с урока. Чаще всего его дает девочка-первоклашка, сидящая на плече у выпускника.
Надевать школьную форму. Распространенный вариант а-ля советского образца: платье, белый фартук, банты. Но с появлением современной школьной формы выпускники отдают предпочтение или ее парадному варианту, или просто классическому строгому наряду.
Получать поздравления от первоклассников. Это символизирует преемственность поколений. Маленькие школьники ведут своих старших товарищей на их последний урок в школе.
Выпустить голубей. Раньше выпускники отправляли в полет воздушные шарики, но, к радости экологов, так делать запретили. Во многих школах на линейках выпускают белых голубей.