Что такое судоку
Судоку представляет собой задачу со сложными скрытыми слоями. Ее основу составляет сетка с клетками 9x9, разделенная на подсетки с ячейками 3x3. Нужно заполнить цифрами весь квадрат таким образом, чтобы и ряд, и колонка, и мини-квадраты 3x3 содержали все цифры от 1 до 9 без повторов. Отдельные числа фигурируют в ячейках как ключи-подсказки, игрок должен вписать остальные.
Загадки имеют разные уровни сложности в зависимости от расположения и количества ключей-подсказок, нанесенных на поле. Некоторые содержат одно-единственное решение, другим несть числа, и для их разгадки требуется применять мудреные логические стратегии.
Как были придуманы судоку
Прототипами этих популярнейших головоломок считают так называемые латинские квадраты, исследованные математиком Леонардом Эйлером в XVIII столетии. В своем современном виде задачка, названная позднее японским словом «судоку», впервые появилась в прессе в 1979 году — ее напечатал американский журнал Dell Pencil Puzzles and Word Games. Создателем сетки был составитель пазлов для развлекательных журналов, бывший архитектор Ховард Гарнс.
Повальное увлечение составлением и разгадкой ребусов-квадратов началось, как ни странно, с Японии. Невероятно популярными такие задачки стали после того, как в апреле 1984 года в одной японской газете был опубликован первый числовой «пазл» судоку (в очень приблизительном переводе это название означает «стоящее отдельно число»). С тех пор судоку начали печатать в крупнейших японских газетах и выпускать отдельными сборниками. Распространению головоломки немало способствовала британская пресса — в 2004–2005 годах судоку появились на полосах известнейших английских газет.
На основе таблицы 9x9 родилось множество вариаций игры, с бóльшим количеством ячеек.