Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Как появился мавзолей Ленина и кто его спроектировал?

Усыпальницу возвели в три этапа

Обсудить
Как появился мавзолей Ленина и кто его спроектировал?
Источник:
Legion Media

Традиция сооружения величественных гробниц уходит в далекое прошлое. Монументальные здания, рассчитанные на века, должны были увековечить память о тех, кто по заслугам своим вознесся выше обычных смертных. Христианство принесло с собой гораздо более сдержанное отношение к погребальному культу. Скромные мавзолеи-усыпальницы дворянских усадеб предназначались только для близких — массовое поклонение ушедшим из жизни не было принято в европейской культуре Нового времени.

Святилище новой веры

Коммунистическая идеология, претендовавшая на роль новой религии, оперировала глубоко архаическими образцами. Если Ленин, вождь и учитель, стал новым святым, то его могила должна была стать новым культовым центром, новым святилищем этой веры.

Проектирование Мавзолея было поручено правительственной комиссией архитектору Алексею Щусеву — признанному мэтру, автору многих заметных построек в столице. Мастер старой, дореволюционной школы, он в свое время имел возможность путешествовать и был прекрасно знаком с архитектурой Ближнего Востока и Рима, где во множестве сохранились образцы монументов погребального жанра.

Временные постройки

Первый, временный деревянный, Мавзолей был придуман им буквально за одну ночь, а построен всего за 3 дня — к 27 января 1924 года. Расположенный по оси Красной площади, на одном уровне с Сенатской башней и куполом казаковского Сената (тогда — Верховного Совета), он имел простую форму куба с трехъярусным ступенчатым завершением. Слово «ЛЕНИН» было единственным украшением его фасада. В Мавзолее были две боковые двери, входная и выходная; вошедшие спускались по лестнице в центральный зал с гробом Ленина, обходили его кругом и по второй лестнице выходили наружу.

Как появился мавзолей Ленина и кто его спроектировал?

Первый деревянный Мавзолей. На фоне стены гипсовый памятник Ленину. Февраль 1924 года

Источник:

Fine Art Images via Legion Media

К концу марта стало понятно, что требуется новое, более основательное бальзамирование тела. И Мавзолей был закрыт для посещения. Надежда на успех медиков и вынужденный перерыв стали причиной проектирования и строительства нового здания, законченного к августу того же 1924 года.

Пирамидальная композиция получила свое художественное развитие: шесть ступенчатых ярусов увенчиваются прямоугольной колоннадой, боковые входы заменяются центральным порталом, по бокам от которого поднимаются лестницы на трибуны. Дерево было покрыто светло-коричневым масляным лаком — для предохранения от природного воздействия. Двери, пилястры и колонны были выполнены из контрастного черного дуба.

Как появился мавзолей Ленина и кто его спроектировал?

Второй деревянный Мавзолей

Источник:

Rykoff Collection/Getty Images

Этим же летом был выполнен и саркофаг для гроба Ленина, спроектированный Константином Мельниковым, восходящей звездой советской архитектуры. В конкурсе, направленном на «сохранение на вечные времена тела В.И. Ленина», победил его минималистский проект — стеклянная четырехгранная удлиненная пирамида чистых пропорций, практически без металлических креплений.

Автор видел в своем проекте «кристалл с лучистой игрой внутренней световой среды». Постамент был выполнен из цельных дубовых кряжей, символизировавших идею вечности. Этот саркофаг простоял в Мавзолее вплоть до эвакуации тела Ленина в начале Великой Отечественной войны, а в 1945 году был заменен новым — по проекту Щусева.

«Вечный» мавзолей

В 1929 году было принято решение о замене деревянного Мавзолея на каменный, «вечный». Поводом к этому послужил вердикт ученых, что бальзамирование тела вождя прошло успешно и можно рассчитывать на его сохранение в течение нескольких десятилетий.

Каменный Мавзолей строился с июля 1929-го по октябрь 1930 года. Композиционно он практически повторяет второй деревянный вариант, но зрительно становится монументальнее. Облицовка здания была выполнена из отечественных сортов камня: мрамора, лабрадора, гранита, а надпись «ЛЕНИН» была инкрустирована порфиром.

Одновременно со строительством каменного Мавзолея реконструировали и Красную площадь: с двух сторон от него соорудили трибуны, рассчитанные на 3 тысячи человек, площадь заново вымостили брусчаткой, памятник Минину и Пожарскому, исторически стоявший в центре площади, возле ГУМа, перенесли к собору Василия Блаженного.

Как появился мавзолей Ленина и кто его спроектировал?
Источник:

Bettmann / Contributor / Getty Images

Несмотря на достаточно скромный размер (длина фасада — 24 м, высота — 12 м), Мавзолей стал композиционным центром площади, ее «замковым камнем». Как говорил сам Щусев, «Мавзолей маленький, но его не поднимешь». Уже после войны он решительно отказался от идеи увенчать Мавзолей статуей Ленина, предложенной скульптором С.Д. Меркуровым.

Народные проекты

Многочисленные «народные» проекты Мавзолея Ленина, в те годы слетавшиеся в столицу со всей страны, предлагали гораздо более экстравагантные решения: памятник в виде звезды или спиралевидной колонны, мавзолей в центре площади, мавзолей высотой с Эйфелеву башню.

Щусеву — тонкому и строгому профессионалу удалось совместить лаконизм решения с монументальностью формы. Его проект, несомненно восходящий к архитектурным памятникам древности, занял достойное место в ряду шедевров советского авангарда.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения