Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Как стать актером кино в России: рассказываем, что нужно знать поступающим в театральные вузы

Придется приложить немало усилий, чтобы заслужить одобрение приемной комиссии

19 июня 2024Обсудить

Недавно Vokrugsveta.ru писал, как можно «попасть в телевизор» в качестве участника массовки, но кому-то такой минуты славы мало. Для тех, кто мечтает получить высшее актерское образование, чтобы регулярно выходить на сцену и сниматься в кино и сериалах, мы составили список лучших театральных институтов России, а также выяснили у экспертов, как в этих вузах проходят вступительные экзамены и что стоит учитывать при подготовке к ним.

Как стать актером кино в России: рассказываем, что нужно знать поступающим в театральные вузы
Источник:

Vesan99, CC0, via Wikimedia Commons

Топ-10 театральных вузов России

По состоянию на 2024 год в России насчитывается 79 высших учебных заведений, которые готовят будущих актеров театра и кино. Мы составили десятку лучших театральных вузов и отметили их на интерактивной карте.

  1. Всероссийский государственный университет кинематографии (ВГИК) был основан в 1919 году. 11 лет назад Указом президента РФ этому учебному заведению был присвоен статус «особо ценный объект культурного наследия России». ВГИК — единственная в России государственная киношкола с учебной киностудией, которая насчитывает пять съемочных павильонов.

  2. МХАТ им. А.П. Чехова открылся в 1898 году. А в 1943-м при нем начала работу Школа-студия МХАТ. Сегодня этот вуз готовит актеров, режиссеров и продюсеров.

  3. Российский институт театрального искусства (ГИТИС) — это крупнейший театральный вуз в Европе и один из сильнейших в мире. Он был основан в 1878 году.

  4. Театральный институт им. Бориса Щукина, больше известный как «Щука», ведет свою историю с 1914 года, когда Евгений Вахтангов провел со своими учениками первое занятие по системе Станиславского. Многие выпускники этого вуза идут служить в расположенный по соседству Государственный академический театр им. Евгения Вахтангова.

  5. Высшее театральное училище (институт) имени М.С. Щепкина, часто именуемое Щепкой, открылось при Малом театре в 1809 году — это старейший театральный вуз нашей страны, который по праву гордится своей историей и традициями.

  6. Ярославский государственный театральный институт вырос из училища, организованного по инициативе народного артиста СССР Фирса Шишигина в 1962 году. Сегодня вуз носит имя своего основателя.

  7. Екатеринбургский государственный театральный институт — единственное профильное высшее учебное заведение на Урале, где готовят актеров театра и кино.

  8. Нижегородское театральное училище (колледж) им. Е.А. Евстигнеева — образовательное учреждение среднего профессионального звена, способное составить конкуренцию ведущим актерским вузам. Среди его выпускников: Екатерина Вилкова, Александр Панкратов-Черный, Ирина Пегова, Артем Быстров, Андрей Ильин и Евгений Евстигнеев, чье имя и носит колледж.

  9. Новосибирский государственный театральный институт также регулярно выпускает хорошо подготовленных актеров.

  10. Российский государственный институт сценических искусств находится в Санкт-Петербурге. Здесь учились Константин Хабенский, Ксения Раппопорт, Дмитрий Нагиев и другие известные актеры и актрисы.

Что нужно знать и уметь, чтобы стать актером

Отборочные испытания в театральных вузах России делятся на пять туров. Они стартуют в конце апреля, а заканчивается прием в начале июля. Во время первого тура творческих испытаний соискателей обычно слушает и отсеивает всего один педагог, а кафедра в полном составе подключается, как правило, ближе к четвертому этапу.

Как стать актером кино в России: рассказываем, что нужно знать поступающим в театральные вузы

Анна Бруссер

К экзаменам поступающие должны выучить наизусть отрывок из прозы, монолог, стихотворение и басню — желательно, чтобы произведения не только отскакивали от зубов, но и отличались друг от друга по содержанию и жанру.

По словам профессора, заведующей кафедрой сценической речи Театрального института им. Бориса Щукина Анны Бруссер, подбирать материал для заучивания нужно так, чтобы максимально раскрыть свою одаренность перед приемной комиссией.

— Программа должна быть разнообразная: что-то лирическое, темпераментное, смешное. Чтобы преподаватели смогли увидеть разные стороны человека, — говорит Анна Бруссер. — Есть и негласные запреты. Например, мужчинам нельзя читать женский материал, и наоборот.

Внешность, голос и техническая оснащенность (пластика, музыкальность) имеют значение, однако не первостепенное. Если еще 30 лет назад татуировки и пирсинг могли стать основанием для отказа в приеме, то сейчас педагоги обычно не обращают на них внимания, если только рисунки не «украшают» лицо экзаменуемого. При этом никто не отменял важность соответствия выбранного для экзаменов репертуара и сценического амплуа, которое подходит конкретному абитуриенту. Главные герои и героини должны быть хороши собой, а вот для характерных персонажей важна выразительность.

Как стать актером кино в России: рассказываем, что нужно знать поступающим в театральные вузы

Агасий Саркисян

Кроме того, на прослушиваниях проверяют умение импровизировать, музыкальность и чувство ритма: комиссия может попросить исполнить сценический этюд, песню или хореографическую зарисовку.

Режиссер, актер театра и кино Агасий Саркисян советует также обратить внимание на список литературы, который вузы рекомендуют к прочтению поступающим.

— Помимо творческого вступительного испытания, педагоги проводят собеседование общего плана, чтобы оценить широту познаний, начитанность и «насмотренность», — объясняет Саркисян. — Например, в ГИТИСе обязательным при подготовке к собеседованию является знание трудов Станиславского и Немировича-Данченко.

По словам Анны Бруссер, именно на таких собеседованиях отсеиваются многие соискатели, демонстрируя катастрофические пробелы в эрудиции. Однажды некий молодой человек сообщил приемной комиссии, что Александра Пушкина на дуэли убил… Евгений Онегин.

Что же касается ЕГЭ, то для поступления в театральный вуз нужно успешно сдать единые экзамены по русскому языку и литературе.

Гендерный отбор

Ежегодно тысячи молодых людей и девушек обивают пороги театральных вузов, в надежде стать кинозвездами. Конкурс в среднем составляет 50 человек на место, если говорить о московских вузах, но иногда может доходить и до 100 претендентов.

Несмотря на то, что среди мечтающих пробиться на голубые экраны преобладают девушки, приемные комиссии обычно отбирают вдвое больше ребят, чем девчат. Намеренной дискриминации в этом нет — просто мужских ролей в кино и театре тоже больше.

4 столпа актерского таланта

По словам Анны Бруссер, приемной комиссии достаточно всего пары минут, чтобы разглядеть уровень одаренности поступающего. Существуют четыре основных критерия, по которым педагоги оценивают таланты абитуриентов.

— Во-первых, это заразительность, — говорит Бруссер. — Человека должно быть интересно слушать. Во-вторых, темперамент, который он должен постараться передать с помощью широкой палитры эмоций.

Два оставшихся критерия — чувство юмора и обаяние.

— Есть такие артисты, как, например, Евгений Леонов. В ответ на его улыбку ему улыбался весь Советский Союз, — отмечает Анна Бруссер.

Мастерские и кафедры

Главный человек в приемной комиссии — мастер курса, педагог, который ведет студентов, набранных в определенный год, до самого выпуска. Вместе с ним работают три-четыре постоянных преподавателя, обучающих будущих актеров и актрис профильным дисциплинам. Нередко выпускники мастерских Кирилла Серебренникова, Анатолия Эфроса, Дмитрия Брусникина и других известных учителей продолжают работать вместе на одних театральных подмостках или киноплощадках.

Исключение из этой системы составляет Театральный институт им. Бориса Щукина. В нем нет мастерских, зато есть кафедры. Каждый курс «Щуки» ведет художественный руководитель, а со студентами на протяжении обучения работают десятки педагогов.

В 1948 году будущий народный артист СССР Юрий Яковлев не прошел вступительные испытания во ВГИКе и едва не провалил экзамен в тогда еще Высшее театральное училище им. Бориса Щукина, но на его защиту встала Цецилия Мансурова, курс которой он закончил в 1952-м. Эта история легла в основу показанной в 1980 году миниатюры

«Ежедневная работа души»

Упорству и целеустремленности многих желающих стать актерами можно позавидовать, но не все из них хорошо представляют, как устроена актерская профессия и сколько она отнимает сил.

— Молодые люди, в особенности те, которые приезжают из регионов, не всегда понимают, из чего складывается актерская профессия, — говорит Анна Бруссер. — Для них театр или кино — это только успех, восторг и слава. На самом деле это очень энергозатратная профессия, это ежедневная работа души. И на одном таланте далеко в ней не уедешь.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения