Недавно Vokrugsveta.ru писал, как можно «попасть в телевизор» в качестве участника массовки, но кому-то такой минуты славы мало. Для тех, кто мечтает получить высшее актерское образование, чтобы регулярно выходить на сцену и сниматься в кино и сериалах, мы составили список лучших театральных институтов России, а также выяснили у экспертов, как в этих вузах проходят вступительные экзамены и что стоит учитывать при подготовке к ним.
Топ-10 театральных вузов России
По состоянию на 2024 год в России насчитывается 79 высших учебных заведений, которые готовят будущих актеров театра и кино. Мы составили десятку лучших театральных вузов и отметили их на интерактивной карте.
Всероссийский государственный университет кинематографии (ВГИК) был основан в 1919 году. 11 лет назад Указом президента РФ этому учебному заведению был присвоен статус «особо ценный объект культурного наследия России». ВГИК — единственная в России государственная киношкола с учебной киностудией, которая насчитывает пять съемочных павильонов.
МХАТ им. А.П. Чехова открылся в 1898 году. А в 1943-м при нем начала работу Школа-студия МХАТ. Сегодня этот вуз готовит актеров, режиссеров и продюсеров.
Российский институт театрального искусства (ГИТИС) — это крупнейший театральный вуз в Европе и один из сильнейших в мире. Он был основан в 1878 году.
Театральный институт им. Бориса Щукина, больше известный как «Щука», ведет свою историю с 1914 года, когда Евгений Вахтангов провел со своими учениками первое занятие по системе Станиславского. Многие выпускники этого вуза идут служить в расположенный по соседству Государственный академический театр им. Евгения Вахтангова.
Высшее театральное училище (институт) имени М.С. Щепкина, часто именуемое Щепкой, открылось при Малом театре в 1809 году — это старейший театральный вуз нашей страны, который по праву гордится своей историей и традициями.
Ярославский государственный театральный институт вырос из училища, организованного по инициативе народного артиста СССР Фирса Шишигина в 1962 году. Сегодня вуз носит имя своего основателя.
Екатеринбургский государственный театральный институт — единственное профильное высшее учебное заведение на Урале, где готовят актеров театра и кино.
Нижегородское театральное училище (колледж) им. Е.А. Евстигнеева — образовательное учреждение среднего профессионального звена, способное составить конкуренцию ведущим актерским вузам. Среди его выпускников: Екатерина Вилкова, Александр Панкратов-Черный, Ирина Пегова, Артем Быстров, Андрей Ильин и Евгений Евстигнеев, чье имя и носит колледж.
Новосибирский государственный театральный институт также регулярно выпускает хорошо подготовленных актеров.
Российский государственный институт сценических искусств находится в Санкт-Петербурге. Здесь учились Константин Хабенский, Ксения Раппопорт, Дмитрий Нагиев и другие известные актеры и актрисы.
Что нужно знать и уметь, чтобы стать актером
Отборочные испытания в театральных вузах России делятся на пять туров. Они стартуют в конце апреля, а заканчивается прием в начале июля. Во время первого тура творческих испытаний соискателей обычно слушает и отсеивает всего один педагог, а кафедра в полном составе подключается, как правило, ближе к четвертому этапу.
К экзаменам поступающие должны выучить наизусть отрывок из прозы, монолог, стихотворение и басню — желательно, чтобы произведения не только отскакивали от зубов, но и отличались друг от друга по содержанию и жанру.
По словам профессора, заведующей кафедрой сценической речи Театрального института им. Бориса Щукина Анны Бруссер, подбирать материал для заучивания нужно так, чтобы максимально раскрыть свою одаренность перед приемной комиссией.
— Программа должна быть разнообразная: что-то лирическое, темпераментное, смешное. Чтобы преподаватели смогли увидеть разные стороны человека, — говорит Анна Бруссер. — Есть и негласные запреты. Например, мужчинам нельзя читать женский материал, и наоборот.
Внешность, голос и техническая оснащенность (пластика, музыкальность) имеют значение, однако не первостепенное. Если еще 30 лет назад татуировки и пирсинг могли стать основанием для отказа в приеме, то сейчас педагоги обычно не обращают на них внимания, если только рисунки не «украшают» лицо экзаменуемого. При этом никто не отменял важность соответствия выбранного для экзаменов репертуара и сценического амплуа, которое подходит конкретному абитуриенту. Главные герои и героини должны быть хороши собой, а вот для характерных персонажей важна выразительность.
Кроме того, на прослушиваниях проверяют умение импровизировать, музыкальность и чувство ритма: комиссия может попросить исполнить сценический этюд, песню или хореографическую зарисовку.
Режиссер, актер театра и кино Агасий Саркисян советует также обратить внимание на список литературы, который вузы рекомендуют к прочтению поступающим.
— Помимо творческого вступительного испытания, педагоги проводят собеседование общего плана, чтобы оценить широту познаний, начитанность и «насмотренность», — объясняет Саркисян. — Например, в ГИТИСе обязательным при подготовке к собеседованию является знание трудов Станиславского и Немировича-Данченко.
По словам Анны Бруссер, именно на таких собеседованиях отсеиваются многие соискатели, демонстрируя катастрофические пробелы в эрудиции. Однажды некий молодой человек сообщил приемной комиссии, что Александра Пушкина на дуэли убил… Евгений Онегин.
Что же касается ЕГЭ, то для поступления в театральный вуз нужно успешно сдать единые экзамены по русскому языку и литературе.
Гендерный отбор
Ежегодно тысячи молодых людей и девушек обивают пороги театральных вузов, в надежде стать кинозвездами. Конкурс в среднем составляет 50 человек на место, если говорить о московских вузах, но иногда может доходить и до 100 претендентов.
Несмотря на то, что среди мечтающих пробиться на голубые экраны преобладают девушки, приемные комиссии обычно отбирают вдвое больше ребят, чем девчат. Намеренной дискриминации в этом нет — просто мужских ролей в кино и театре тоже больше.
4 столпа актерского таланта
По словам Анны Бруссер, приемной комиссии достаточно всего пары минут, чтобы разглядеть уровень одаренности поступающего. Существуют четыре основных критерия, по которым педагоги оценивают таланты абитуриентов.
— Во-первых, это заразительность, — говорит Бруссер. — Человека должно быть интересно слушать. Во-вторых, темперамент, который он должен постараться передать с помощью широкой палитры эмоций.
Два оставшихся критерия — чувство юмора и обаяние.
— Есть такие артисты, как, например, Евгений Леонов. В ответ на его улыбку ему улыбался весь Советский Союз, — отмечает Анна Бруссер.
Мастерские и кафедры
Главный человек в приемной комиссии — мастер курса, педагог, который ведет студентов, набранных в определенный год, до самого выпуска. Вместе с ним работают три-четыре постоянных преподавателя, обучающих будущих актеров и актрис профильным дисциплинам. Нередко выпускники мастерских Кирилла Серебренникова, Анатолия Эфроса, Дмитрия Брусникина и других известных учителей продолжают работать вместе на одних театральных подмостках или киноплощадках.
Исключение из этой системы составляет Театральный институт им. Бориса Щукина. В нем нет мастерских, зато есть кафедры. Каждый курс «Щуки» ведет художественный руководитель, а со студентами на протяжении обучения работают десятки педагогов.
В 1948 году будущий народный артист СССР Юрий Яковлев не прошел вступительные испытания во ВГИКе и едва не провалил экзамен в тогда еще Высшее театральное училище им. Бориса Щукина, но на его защиту встала Цецилия Мансурова, курс которой он закончил в 1952-м. Эта история легла в основу показанной в 1980 году миниатюры
«Ежедневная работа души»
Упорству и целеустремленности многих желающих стать актерами можно позавидовать, но не все из них хорошо представляют, как устроена актерская профессия и сколько она отнимает сил.
— Молодые люди, в особенности те, которые приезжают из регионов, не всегда понимают, из чего складывается актерская профессия, — говорит Анна Бруссер. — Для них театр или кино — это только успех, восторг и слава. На самом деле это очень энергозатратная профессия, это ежедневная работа души. И на одном таланте далеко в ней не уедешь.