Из-за закрытия неба над Европой и проблем с лизингом самолетов не состоялись сотни вылетов из России в разные страны. Туроператоры не спешат возвращать клиентам деньги. Что делать в такой ситуации, «Вокруг света» спросил эксперта.
— По закону туроператор обязан вернуть деньги за отмененный тур, — объясняет доцент Финансового университета при Правительстве РФ Оксана Васильева. — Но туроператоры навязывают клиентам другие путевки, зачисление денежных средств на депозитный счет (чтобы клиент в дальнейшем также воспользовался услугами данного туроператора). Во время начала пандемии государство разрешило турфирмам придержать у себя денежные средства граждан, но сейчас такого разрешения нет.
Вывод: если туроператор удерживает у себя денежные средства клиентов против их воли, то это незаконно.
Эксперт говорит: чтобы вернуть деньги, стоит начать с направления претензии. В ней необходимо описать ситуацию, потребовать возврата денежных средств. Нужно добавить, что в случае отказа туроператора удовлетворить требования клиент имеет право обратиться в суд и потребовать еще и пени за незаконное удержание денежных средств.
— Оператор может пойти навстречу и выплатить все денежные средства или только их часть в зависимости от ситуации. Так, турфирма могла потратить часть средств на оформление отдыха. Например, безвозвратно забронировала отель. Но в таком случае компания должна будет предоставить все платежные документы, подтверждающие это, — рассказывает Оксана Васильева.
Если оператор не возвращает денежные средства, можно направить жалобу в Ростуризм, потребовав начать проверку. Также стоит обратиться в суд.
— При этом важно изучить договор, заключенный с турагентом, — обращает внимание эксперт. — Возможно, там есть особенности расторжения, предусмотрены форс-мажоры. Стоит иметь в виду, что, согласно СМИ, Ассоциация туроператоров обратилась к государству с просьбой отсрочить возврат клиентам денежных средств до 2023 года. Поэтому стоит действовать оперативно, пока не появилось такого разрешения.