Археологи Британского музея и иракские специалисты по сохранению наследия
Сооружение странной формы из двух изогнутых навстречу друг другу стен было открыто археологами в 1929 году. Тогда не удалось достоверно установить, что это. Его интерпретировали как храм, были версии про плотину и регулятор воды. Спустя почти сто лет ученые проанализировали недавно рассекреченные спутниковые снимки 1960-х и провели современную съемку с воздуха.
Историки обнаружили, что сооружение расположено на канале длиной около 19 километров: оно образует сужение для прохода воды в этом месте и опоры под мост, который когда-то был перекинут через канал. Команда пришла к выводу, что это самый древний в мире мост. А также уникальное для того времени сооружение, истинным назначением которого было спасение цивилизации шумеров от засухи.
Специалисты описывают его как желоб, который использовали, чтобы создать на водном пути место — «бутылочное горлышко», — где скорость воды бы увеличивалась, а давление падало. Это позволяло наладить доставку воды даже в отдаленные районы для сельского хозяйства. Сегодня это эффект известен в гидрологии как каналы Вентури. Но открыт он был в XVIII веке уже нашей эры итальянским физиком Джованни Вентури. До сих пор ученые не видели примеров таких технологий, осуществленных на тысячелетия раньше. Однако шумеры построили свою «машину по спасению жизни» четыре тысячи лет назад.
Цивилизация шумеров строилась вокруг воды и создала развитую систему ирригации, которая собирала воду из рек Тигр и Евфрат и направляла ее в каналы. Из них орошались поля, обеспечивавшие население городов продовольствием. Гирсу находился в южной Месопотамии примерно посередине между берегами Тигра и Евфрата, с соседями его тоже связывали водные пути. Сегодня это местность недалеко от города Насирия в Ираке.
Стены желоба в Гирсу были выстроены из сырцового кирпича, все сооружение длиной около 40 метров, шириной на входах примерно 10 метров и высотой стен 3,35 метра. Вероятно, считают ученые, желоб был построен, когда шумеры уже долгое время сталкивались с пересыханием жизненно важных водных путей.
«Люди видели, как каналы пересыхали, заиливались один за другим. И это был не просто мост, это машина против засухи, против коллапса. Все каменные таблички с надписями того времени говорят о водном кризисе и последней отчаянной попытке спастись», — объясняет археолог Себастьен Рей, руководитель проекта Британского музея в Ираке.
Исследователи предполагают, что это самое раннее из подобных устройств по спасению от засухи, и оно было построено последними поколениями, жившими в Гирсу. Затем город стал непригоден для жизни.
Зачем туристы со всего мира за большие деньги едут в опасный Ирак, читайте в этом материале Vokrugsveta.ru.