Дуб
Древний Отец
Некоторые виды дубов, как, например, дуб черешчатый, могут достигать тридцати пяти метров в высоту и сохранять питательные вещества в своих корнях более двух тысяч лет. Неудивительно, что во многих культурах дуб считается разумным и древним созданием, к которому относятся с глубоким почтением и уважением, словно к мудрому дедушке.
И во времена Древней Греции, и в современном католическом мире дуб считается общепризнанным царем деревьев, символом долголетия, величия и силы. Греки верили, что в дубах обитают дриады и гамадриады.
Первых часто представляли в виде цикад (цикад называли dryokoitai, то есть «те, кто спит в дубах»), они были нимфами, которые обитали в деревьях, но при случае могли их покидать. Гамадриады (от слова hama — «вместе»), напротив, были связаны со своими древами и никогда их не оставляли, умирая вместе с ними.
Римляне вручали в качестве награды венок из дубовых ветвей тому, кто показал свою доблесть в битве, защитив от гибели гражданина. Почитали это огромное и величественное дерево и кельты. Для них дуб являлся хранителем мудрости предков, а срезать его ветви было позволено лишь опытному друиду и только с помощью золотого серпа.
В католицизме дуб ассоциируется с образом Мадонны*. Связь между ними настолько сильна, что в прошлом в различных уголках Апеннинского полуострова почитали «дубовую Мадонну».
* В итальянском языке само слово «дуб» — quercia — женского рода, что усиливает связь именно с образом женщины или девушки. Прим. пер.
Одна такая история родилась в окрестностях Монтепульчано, где находится святилище Мадонны. Некий Антонио ди Джулио Росси, проезжая через заросли, был сброшен с коня 6 июня 1690 года. Ему казалось, что вся эта местность кишит демонами, и тогда он поставил в углубление дуба глиняную статуэтку Мадонны. Вскоре там стали происходить чудесные исцеления, и дуб превратился в популярное место паломничества, а монахи-иезуиты возвели рядом с ним небольшую церквушку, освященную в 1699 году.
Во многих знаменитых мифах и легендах Великобритании присутствует дуб.
Рассказывают, что тайный лагерь Робин Гуда находился именно внутри гигантского дуба, который и по сей день жив-здоров в Шервудском лесу**.
** В ночь с 27 на 28 сентября 2023 года «дерево Робин Гуда» спилили вандалы. Прим. ред.
Часто упоминается дуб и в цикле легенд о короле Артуре. Считается, что мифический остров Авалон был покрыт священным дубовым лесом, а знаменитый королевский круглый стол, символ мудрости и смирения, был сделан из массива дуба.
В Винчестерском замке находится круглый стол диаметром около шести метров и весом почти две тонны; поверхность его состояла из ста двадцати одного дубового бруска, взятых как минимум от семи разных деревьев.
К сожалению, этот стол с именами короля Артура и его двадцати четырех рыцарей не является оригиналом из VI века. Скорее всего, это просто копия, которую, вероятно, в 1290 году заказал король Эдуард Первый: не желая смириться с невозможностью найти оригинальный стол, английский монарх решил таким образом оживить легенду об Артуре.
Сейба
Крокодиловый мост
Сейба, или, как еще ее называют, капок, — дерево, которое распространено прежде всего на двух американских континентах, где многие цивилизации доколумбовой эпохи почитали его как священное растение.
Она может достигать в высоту семидесяти метров и имеет гладкий ствол, верхушка которого разделяется на множество ветвей.
Согласно фольклору карибского острова Тобаго, когда-то давно существовал ужасный демон по имени Базиль, который беспрепятственно бродил по миру. Однажды он повстречал бедного плотника и замыслил его убить. Тогда мужчина, чтобы оттянуть время, предложил построить ему великолепный дом. Базиль согласился, и плотник построил ему жилище в глубине леса внутри гигантской сейбы. Однако, как только демон вошел в дом, находчивый мужчина тут же наглухо запер его там. С тех пор это дерево зовется замком дьявола, и рассказывают, что Базиль по сей день заперт в нем.
Населявшие Мексику ацтеки принимали сейбу за гигантского крокодила, вероятно, из-за ее твердой коры, напоминающей чешую. Из-за этого дерево часто ассоциировалось с Сипактли, женским божеством в виде полурыбы-полукрокодила, которую убили и разорвали на части бог Кетцалькоатль вместе со своим братом Тецкатлипокой, чтобы создать из ее тела землю.
Сейба была одним из самых важных символов в культуре индейцев майя. Там она занимала такое же священное положение, как Иггдрасиль в мировосприятии древних скандинавов, и была описана под именем Yaxche в мезоамериканском эпосе «Пополь-Вух».
Легенда гласит, что, когда боги создали мир, на четырех концах света они посадили по одному дереву сейбы: красную на востоке, черную на западе, желтую на юге и белую на севере. Четырем древам было предназначено держать небесный свод, однако боги осознали, что нужно еще как-то соединить землю с небом.
Так появилась пятая сейба, точно посередине. Она была такой огромной и пышной, что своими корнями достигала Xibalba, царства мертвых, а ветвями касалась небесного свода.
Это дерево поддерживало мировой порядок, и души умерших могли подниматься по нему на небо или спускаться в глубины царства мертвых, да и сами боги использовали его, чтобы спускаться в земной мир.
Эта легенда и расположение пяти легендарных деревьев Yaxche находили свое отражение и при строительстве храмов майя, которые часто имели четыре стороны и основание в форме квадрата.
В 1955 году сейба была объявлена национальным деревом Гватемалы из-за сильного влияния, которое она оказала на традиции и культуру индейцев майя. И по сей день в центре многих поселений и маленьких деревушек Мексики и других стран, территории которых в древности были населены цивилизацией майя, можно обнаружить огромные сейбы.
Это любопытно
Плоды сейбы представляют собой длинные капсулы эллиптической формы, с закругленными краями, твердые на ощупь. Своим внешним видом они напоминают крупные палки колбасы, висящие на дереве. Эти плоды содержат растительную ткань — шелковистый пушок (обычно его называют kapok), в котором находятся семена.
Весной плоды раскрываются, и ветер разносит пушок всюду вместе с семенами. Даже после нескольких месяцев в воде эти волокна не утяжеляются и способны удерживать на плаву предметы, вес которых в тридцать — тридцать пять раз превышает их собственный.
Эксперименты показали, что двести — триста граммов kapok достаточно, чтобы удержать на поверхности воды человека среднего роста. Таким образом, мы могли бы назвать его предшественником современных спасательных жилетов.
Тис
Священная смерть
Тис способен прожить более двух тысяч лет и когда-то был более распространен, чем в наши времена.
За свою крепкую и гибкую древесину он высоко ценился среди оружейных мастеров: из него изготавливали копья, стрелы и прежде всего луки.
Тут стоит вспомнить, что само название этого дерева происходит от греческого слова Toxon, или «лук», и имеет ту же этимологию, что и прилагательное «токсичный» (ядовитый).
Почти любая часть тиса, за исключением красной оболочки темного семечка, ядовита для людей и домашних животных, поскольку содержит таксин — один из самых сильных природных ядов, алкалоид, способный вызывать смертельный коллапс сердечно-сосудистой системы.
Еще в 300 году до н. э. древнегреческий философ и ботаник Теофраст сообщал в своих текстах об опытах с ядом тиса: имелись подтверждения, что некоторые животные, съедавшие его листья, были обречены на немедленную смерть.
Среди животных наиболее чувствительны к таксину лошади, тогда как олени, по всей вероятности, могут питаться самыми ядовитыми листьями тиса без какой-либо угрозы для себя. Человеку тоже не стоит шутить с этим деревом. В частности, опасность может исходить от семян, которые вызывают диарею, расширение кровеносных сосудов с по-следующей гипотермией и снижение сердечного ритма вплоть до полной остановки сердца.
В прошлом масло из тиса использовалось в том числе в медицинских целях, чтобы прервать беременность. Так что нет ничего удивительного в том, что в большинстве культур тис считается Древом смерти. В Великобритании и по сей день существует традиция высаживать тисы вокруг кладбищ, поскольку они якобы защищают души усопших.
Древние греки почитали тис как священное дерево Гекаты — богини тьмы и некромантии. Римляне, чей пантеон унаследовал это божество, приносили ей в жертву черных быков, украшая их шеи тисовыми ветками. Даже эринии, персонифицированный образ мести в греко-римской мифологии, использовали факелы из тиса, чтобы пугать смертных, которых преследовали.
Самым древним из известных деревянных изделий является тисовое копье, обнаруженное в Клэктоне, в графстве Эссекс, оно относится приблизительно к 150 тысячелетию до н. э. Другое копье из тиса, возраст которого датируется примерно 90 тысячелетием до н. э., было найдено в ребрах скелета мамонта в Нижней Саксонии.
В Средние века тис стали воспринимать как дерево, связанное с колдунами и ведьмами, и считалось, что языческие боги являются еретикам с факелами из тисовой древесины.
Тис упоминается и в двух пьесах Шекспира: в «Макбете» три ведьмы изготавливают из него волшебное зелье, а в «Гамлете» в ухо отца главного героя вливается смертельный яд, добытый именно из тиса*.
* У Шекспира: «With juice of cursed hebenon in a vial». В русских переводах упоминаются белена, белладонна или просто «ужасный яд». Прим. ред.
Хоть тис и высокотоксичен, в 1960-е годы в его листьях обнаружили вещество, которое показало себя эффективным в лечении рака яичников. Как это часто бывает что в фольклоре, что в науке, у дерева оказалась двойная природа, тесно связанная как со смертью, так и с жизнью.
Это любопытно
Именно из тиса изготовлен лук знаменитого Этци, «ледяного человека», чьи мумифицированные останки были обнаружены в 1991 году неподалеку от ледника Симилаун, на границе Италии и Австрии.
Речь идет о мужчине, который жил в период между 3300 и 3100 годами до н. э. и чье тело сохранилось благодаря особенным климатическим условиям внутри ледника.
Рост Этци — один метр пятьдесят пять сантиметров, и весь он покрыт татуировками, по своему расположению схожими с теми, что используются в традиционной китайской медицине. Размер его тисового лука при этом достигает одного метра восьмидесяти сантиметров.
Драконово дерево
Таинственный румянец
Архипелаг Сокотра — подлинный природный рай, затерянный в Индийском океане. Здесь обитает множество видов животных и растений, которые не встретить ни в одном другом уголке мира.
Одним из них является драконово дерево, необычное растение с гладким и упругим стволом, верхушка которого образует огромное зеленое гнездо из тысячи ветвей. Такое своеобразное строение кроны, напоминающее вывернутый наизнанку зонт, со стороны может показаться нелепым и бесполезным, однако в действительности оно имеет ключевое значение для жизни дерева.
В период муссонных ветров облака висят высоко в небе над архипелагом, и только благодаря форме своих ветвей драконово дерево может получать из них необходимую влагу и передавать ее вниз по стволу.
Броское название этого растения, овеянное волшебством, связано с древней легендой коренных жителей архипелага.
Согласно ей, давным-давно на острове обитал гигантский дракон. Однажды чудовищная рептилия затеяла поединок со слоном. Обуянные неистовой яростью, противники бились не на жизнь, а на смерть и нанесли друг другу множество кровавых ран.
Никто не знает, чем закончилась битва, однако с уверенностью можно сказать, что с тех пор ни одного дракона на Сокотре не видели. Говорят, что из крови, оросившей землю, появились ростки, которые под воздействием магической силы дракона превратились в гигантские деревья. Так их и прозвали драконовыми деревьями, или деревьями из драконьей крови.
Происхождение этой истории, очевидно, связано с ярко-красным цветом смолы драконова дерева. Коренные жители острова использовали это вещество в большинстве ритуалов и традиционных заговоров, чтобы обрести магическую силу, которую древесный сок, согласно легенде, таил в себе.
Помимо приписываемых ей магических свойств, смола драконова дерева обладает также лечебными свойствами: ее использовали как зубную пасту и при лечении ревматизма. Кроме того, она оказалась превосходным материалом для многих изделий и применялась в качестве лака, помады и клея для керамических предметов. Когда остальной мир открыл для себя затерянный архипелаг Сокотра, многие умельцы стали использовать «кровь дракона» в своем ремесле.
Французские скрипичные мастера оценили цвет и стойкость лака, получаемого из смолы, и использовали ее для покраски струнных инструментов. К сожалению, драконовы деревья очень чувствительны к погоде, и изменения климата серьезным образом сокращают их численность, что в будущем может привести к их полному исчезновению.
Береза
Духовное сияние
Глядя на «низкую» березу, высота которой редко достигает и тридцати метров, и на ее хрупкие и податливые ветви, кажется странным, что кто-то воспринимал ее как космическое древо, удерживающее мир.
Однако сибирские шаманы считали березу олицетворением моста, соединяющего Небесный мир, Земной мир и Подземный мир, хотя, как мы видели, обычно такую роль отдавали куда более величественным деревьям.
Причина этого символизма, вероятно, кроется в изумительной белизне и почти неземной ауре березы, которые делают ее облик таинственным и вызывают уважение.
Более того, несмотря на хрупкость, береза является одним из самых древних и выносливых деревьев в мире, она с легкостью смогла адаптироваться к самым разным климатическим условиям. Не всегда быть самым большим означает быть самым мудрым или могучим!
Шаманы с северо-востока России рассказывали, что когда великий бог Юрюнг Айыы Тойон, верховный властитель мира, создал первого шамана, то поставил в его жилище березовое дерево с восьмью длинными ветвями, на которые, в свою очередь, положил восемь гнезд. В этих гнездах затем появятся на свет и окрепнут восемь детей Творца, что символизировало связь земного и божественного миров.
Шорские шаманы употребляли сушеные мухоморы, обладающие сильными галлюциногенными свойствами, а затем отправлялись к березе и проводили в трансе около нее многие часы, вызывая божественных духов и души умерших.
В частности, у бурятов будущий шаман должен был пройти следующий обряд инициации: ему требовалось свалить березу и установить ее ствол внутри своей юрты. После этого старый шаман проводил ритуал очищения дерева, вырезая на нем сакральные символы. Затем будущий шаман заходил внутрь и начинал медитировать, чтобы вызвать духов.
У славян береза использовалась как символ возрождения в народных и религиозных весенних праздниках, поскольку она зацветала одной из первых после зимы. Весной по традиции посреди сельской площади устанавливали огромный березовый столб, вокруг которого целый день водили хороводы. Ночью же дерево сжигали, а оставшиеся от него угли разбрасывали по земле.
Этот обряд повторялся раз в год, чтобы изгнать русалок — духов прудов и озер. По легенде, когда лед сходил с водоемов, эти сверхъестественные создания выходили в белых одеяниях на сушу и подкарауливали в березовых рощах случайных путников. Горемыки, которые поддавались русальим чарам, становились их пленниками и умирали.
Если мы отправимся дальше на запад, то и там обнаружим любопытную и разнообразную символику, которая окружает это дерево. В древнем руническом алфавите футарке, наиболее распространенном у викингов, каждая руна ассоциируется с каким-то словом: так, восемнадцатой руной в нем является В — Berkana, или береза.
По представлениям скандинавов, это дерево было крепко связано с женственностью и родами. Так же, как и буква В внешне имеет отдаленное сходство с фигурой беременной женщины. Береза олицетворяла женскую троицу древнескандинавского пантеона, сочетая в себе свежесть Фрейи, самой прекрасной богини Асгарда, мудрость и опыт Фригги, супруги Одина, и мрачность Хель — дочери Локи и владычицы подземного мира.
Как и на славянских землях, в Европе береза символизировала скорый приход весны. Кельты посвящали дерево Бригите — богине света, вдохновения и очищения. Богиню изображали с березовым посохом, которым она возвращала мир к жизни после зимы. Поэтому в Ирландии был обычай прогонять веточками березы дух уходящего года из своих домов. Обычным делом был и настой из березового сока, которым отмечали приход теплого времени года.
Невозможно оставаться равнодушным к великолепию березовой рощи. Глядя на утопающие в лучах света белоснежные стволы, легко представить, какой магической силой обладает это с виду хрупкое дерево.
Отрывок из книги Якопо Сильвестре, Марги Бьяцци (Blackbanshee) «Волшебные и страшные мифы леса. От феникса до Иггдрасиля». М.: Издательство МИФ (Манн, Иванов и Фербер), 2024.
Читайте книгу целиком
От темных северных чащ до влажных тропических джунглей лесные своды манят и пугают людей. Эта книга — настоящее путешествие по мифам, легендам и традициям, главными героями которых стали леса и существа, населяющие их по всему миру: от Японии до Италии, Ирландии, Норвегии, России и Америки. Увлекательное собрание древних историй с изумительными иллюстрациями Blackbanshee.