Чем отличались школы дореволюционной России, объясняет Евгения Зюзя, преподаватель Национального социально-педагогического колледжа.
Доктор экономических наук, преподаватель Национального социально-педагогического колледжа
Личный сайт1. Отсутствие всеобщего образования
В дореволюционной России образование не было обязательным. В стране хотели внедрить систему всеобщего образования, но это произошло только в СССР, а при Николае II начинания не были успешны.
В начале ХХ века образованием управляло Министерство народного просвещения (МНП), которое в 1901 году начало финансировать земские школы. Процесс бюджетирования был непростым: механизм финансирования отстраивался в течение двух лет, до 1903 года. Все равно положенных финансов не хватало, и земские школы зависели от денег местных самоуправляющихся органов. Эти факторы не способствовали популяризации образования. Однако МНП все же выделяло субсидии на образование, поэтому число школ увеличивалось. Постепенно МНП стало управлять всеми земскими школами.
В 1907 году был разработан законопроект «О введении всеобщего начального обучения». Планировалось, что государство за десять лет будет больше финансировать образовательную систему. Предполагалось достичь всеобщего начального обучения созданием сети школ, чтобы они находились не дальше трех верст, или 3,2 км, от места жительства учащихся. Этот законопроект обсуждали в Госдуме, но не приняли, потому что Госдума была распущена, возникали разногласия с Госсоветом, а потом началась Первая мировая война.
Несмотря на все усилия, к 1914 году образование получали всего лишь 30% детей от 8 до 11 лет. В зависимости от рассматриваемой территории этот показатель значительно отличался. Например, в городах образование получали примерно 47% детей от 8 до 11 лет, а в селах — всего лишь около 28%. Значительное количество крестьянского населения так и оставалось безграмотным.
Однако идею внедрить всеобщее образование в России не утратили: в СССР в 1925 году приняли Декрет о всеобщем начальном обучении. Так начали бороться с безграмотностью населения.
2. Отсутствие единых стандартов образования и школ
В дореволюционной России не было единой образовательной программы. Она формировалась в зависимости от вида школы. Учебные заведения того времени делились на четыре типа:
Начальные школы. Дети изучали грамоту, арифметику и Библию.
Обычные средние школы. Ученики получали общее образование — изучали грамоту, арифметику и Библию, а еще обучались будущей профессии.
Школы продвинутого типа. Например, гимназии и реальные училища. После них можно было поступить в университет. Хотя формально они были доступны всем, в действительности там учились в основном представители высших сословий.
Школы для будущего духовенства. Готовили священнослужителей. Однако многие выпускники строили светскую карьеру.
В дореволюционной России не было и единого источника финансирования образования. Структуры, к которым относились школы, тоже отличались. Начальные и средние школы подчинялись Министерству народного просвещения и Священному синоду. А специализированные школы, такие как кадетские корпуса, — Военному министерству, МВД, Министерству финансов и железнодорожному ведомству. Еще были школы при фабриках — в них занимались дети, работающие на заводах.
Были училища «повышенного типа». Например, горнозаводское училище (при горном заводе) или политехническое училище (выпускало работников для технической сферы). В них обучали географии, истории, геометрии, черчению и естествознанию. Выпускники могли поступить в университет. В этих училищах обучались только те ученики, которые прошли начальную школу и принадлежали к более высокому сословию. Для крестьян это было практически недоступно.
3. Разница в подготовке учителей и жаловании
Единой подготовки учителей в тот период не существовало. А поскольку отличался уровень подготовки учителей, то отличалось и жалованье, которое они получали за свою работу, и их социальный статус.
Учителем гимназии мог работать только специалист с университетским образованием. У него было хорошее жалованье и высокий общественный статус. Например, в 1912 году заработная плата учителя гимназии составляла от 900 до 3500 рублей в год. Труд даже начинающего педагога гимназии оценивался выше обыкновенного рабочего: жалованье учителя могло быть в три раза больше.
Однако большинство учителей работали не в гимназиях, а в земских и неправительственных школах. Там не было установленного порядка начисления заработка и можно было работать без обязательного образования. Достаточно было самому окончить школу. Учителя-мужчины в таких школах получали 270 рублей в год, а учительницы и того меньше — 252 рубля.
4. Отсутствие или нехватка финансирования
Многие школы работали на общественных началах, так как государство не могло обеспечить их финансирование. Например, к 1911 году финансирование начальных школ включало только 39% от государства. Откуда были другие средства:
земства — 22,5%;
органы городского самоуправления — 13,3%;
сельские общества — 10,9%;
благотворители — до 7,3%.
5. Создание начальных школ крестьянами
Крестьяне тоже открывали начальные школы, которые работали на общественных началах и обучали бесплатно. Конечно, в таких учебных заведениях не было какой-то единой образовательной системы и строгих регламентов. Открытие крестьянских школ не было повсеместной практикой, но все же истории известны любопытные примеры.
Так, дворцовый крестьянин Гавриил Васильевич Крутицкий открыл школу в деревне Крутик Новгородской губернии (ныне территория Ленинградской области). Он служил при дворе помещицы княгини Марии Петровны Мышецкой. Та активно участвовала в жизни своих крестьян, заботилась о них. Задолго до отмены крепостного права княгиня дала вольную многим своим крестьянам, в том числе и Крутицкому. Постепенно его семья стала заниматься лесозаготовкой, что позволило увеличить доход и выкупить несколько усадеб.
В 1869 году в одной из таких усадеб Гавриил Крутицкий и открыл свою первую школу для крестьян. За ней последовало создание еще нескольких школ. Здесь могли учиться и мальчики, и девочки, без ограничений по сословию. Они изучали Закон Божий, письмо и основы арифметики и занимались церковным пением. В роли педагогов выступали священники и народные учителя.
6. Различия в сроках обучения и продолжительности учебного года
Обучение в начальной школе занимало от 2 до 5 лет. А потом еще 7-8 лет учились в гимназиях, поэтому их оканчивали в 20–21 год.
В гимназиях, прогимназиях и уездных училищах учебный год начинали 1 августа и оканчивали 1 июля. Давали две недели рождественских каникул и месяц летних каникул.
В селах учебный год в начальных школах длился всего пять месяцев: с сентября до марта-мая, потому что в остальное время дети привлекались к сельскохозяйственным работам
Некоторые ученики в воскресные дни ходили в школу со взрослыми, что разнообразило систему обучения. В это время они изучали Библию и церковное пение.
7. Другая система оценок
В дореволюционной России действовала пятибалльная система оценок, как и сейчас, но значения были другими. Оценки представляли собой степени:
Единица или первая степень означала слабые успехи и отсутствие стараний в обучении.
Двойка или вторая степень обозначала слабые успехи, когда ученик знал некоторые части материала. Он пытался не вникнуть в суть, а просто запомнить.
Тройка или третья степень была удовлетворительной оценкой. Ее ставили ученикам, которые знали материал, но ограничивались учебником и словами педагога.
Четверка или четвертая степень ставилась за глубокое изучение и понимание материала. Нужно было сопоставлять его различные аспекты. Это была оценка выше удовлетворительной.
Пятерка или пятая степень — высшая оценка, которую ставили только ученикам с высоким уровнем интеллекта, хорошей памятью и стремлением учиться.
Эта система действовала с 1837 года до революции.
Учеников начальных школ не оценивали. Их экзаменовали по каждому предмету в конце обучения. За успешную сдачу выдавали аттестат.
8. Жесткая дисциплина
До 1860-х годов в учебных заведениях поддерживалась крайне строгая дисциплина, граничащая с жестокостью. Рукоприкладство использовали как метод воспитания почти во всех учебных учреждениях.
В Уставе уездных и приходских гимназий и училищ было прописано применение телесных наказаний. В средних школах физическое насилие почти не применялось, однако унижения были обычным делом.
Розги были запрещены в 1864 году, однако в начальных школах телесные наказания можно было встретить до 1904 года.