Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Камчатский Ермак»: как Владимир Атласов присоединил к России далекий полуостров

Жизнь отличавшегося крутым нравом землепроходца изобиловала взлетами и падениями, а оборвалась она трагически

22 ноября 2023Обсудить

В истории России не раз случалось так, что в неспокойные времена суровые, предприимчивые, а подчас и по-настоящему буйные люди вершили великие дела, чем приносили стране как убытки, так и пользу. Несомненно, одним из таких людей был отчаянный землепроходец Владимир Атласов, которого Александр Пушкин впоследствии метко окрестил «камчатским Ермаком».

«Камчатский Ермак»: как Владимир Атласов присоединил к России далекий полуостров
Источник:

kuhnmi, CC BY 2.0, via Flickr

Строптивый казак

О ранних годах жизни Владимира Атласова известно немногое. Лишь во второй половине XX века историки пришли к выводу, что он родился в начале 1660-х годов в семье казака Владимира Отласа — осевшего в Якутске выходца из Усолья (о каком именно Усолье идет речь, до сих пор неясно). Сын пошел по стопам отца — Владимир рано приобщился к казачьей службе, а заодно освоил грамоту. В 1682 году Атласов в чине подьячего был послан на реку Учур собирать ясак с местных племен, а двумя годами позже его отправили на реку Уду, откуда Атласов вернулся в Якутск в 1685 году.

Видимо, начальство оценило Атласова — в 1687 году тогдашний якутский воевода Петр Зиновьев поручил казаку искоренить на окрестных землях незаконное самогоноварение, а также разобраться с неплательщиками ясака. Выполняя этот приказ, подьячий сделал жизнь владельцев подпольных винокурен невыносимой: мог внезапно нагрянуть к самогонщикам, разбить посуду, нанести им страшные побои. Избитые и обиженные дельцы писали на него жалобы, умоляли воеводу наказать Атласова за самоуправство.

«Камчатский Ермак»: как Владимир Атласов присоединил к России далекий полуостров

Якутск на гравюре Николааса Витсена 1692 года

Источник:

Wikimedia Commons

Не менее рьяно он взялся и за вторую часть поручения. Атласов не церемонился с местным населением, и на сей раз жалобы на него привели к разбирательству. В сохранившихся материалах дела против Владимира Атласова приведены показания якутов, обвинявших казака в рукоприкладстве. Таким способом он пытался выбить для казны недоимки ясака и, как писал историк Борис Полевой, за свое рвение «по решению якутского воеводы Атласов был публично порот „на козле“».

На Чукотке

В 1691 году Владимир Атласов отправился в Анадырский острог, стоявший на реке Анадырь на Чукотском полуострове. Годом позже он принял участие в походе против восточных чукчей, напавших на отряд казаков. Тогда же у Атласова с его буйным нравом случился конфликт с приказным Семеном Чернышевским, под началом которого он служил — казак просил простить его, но в итоге опять подвергся экзекуции.

«Камчатский Ермак»: как Владимир Атласов присоединил к России далекий полуостров

Анадырский острог упразднили в 1770 году, а портовый город Анадырь (на фото) был основан на берегу Берингова моря в 1889-м

Источник:

agefotostock via Legion Media

Чернышевский, однако, в Анадырском остроге не задержался, а отправленный восвояси Атласов вскоре вернулся на Чукотку. Только летом 1694 года он с партией ясака добрался до Якутска, где рассказал новому воеводе Ивану Гагарину, что Анадырский острог удобен для разведывания «новых землиц», лежащих к югу от Чукотки, и попросил произвести его в пятидесятники. Просьба Атласова была удовлетворена. В конце апреля 1696 года он прибыл в Анадырь уже в качестве приказного.

В том же году из своего похода на юг в острог вернулся казак Лука Мороско, отряд которого достиг северо-западного побережья Камчатки. Дальше землепроходцы идти не рискнули. Владимира Атласова очень заинтересовал рассказ Мороско о неизведанных территориях. Новый приказной твердо решил отправиться на юг и присоединить к России таинственный полуостров. Деньги на эту авантюру Атласов взял взаймы у торговых людей.

Камчатская одиссея

В самом конце 1696 года отряд Владимира Атласова, состоявший из 60 русских и такого же количества юкагиров, на оленях отправился через Корякский хребет к побережью Камчатки. По всей видимости, Атласов не согласовал свой поход: прибывший в острог Григорий Постников, который должен был стать новым приказным, попытался вернуть экспедицию. Зная Атласова, он не без оснований полагал, что тот может настроить против себя местное население и потерять людей. Однако две попытки разыскать и вернуть самовольного казака не увенчались успехом.

Между тем отряд Атласова продвигался к цели, попутно принимая коряков и другие местные племена под государеву руку и собирая с них ясак. Без инцидентов не обошлось: как-то раз землепроходец попытался вторично получить ясак с коряков, которые и так уже платили дань московскому царю. Добравшись до устья реки Пенжины, экспедиция двинулась вдоль западного побережья Камчатки, а затем Атласов отправил половину отряда во главе с Лукой Мороско к восточному побережью полуострова.

«Камчатский Ермак»: как Владимир Атласов присоединил к России далекий полуостров

Поселение коряков на рисунке второй половины XIX века

Источник:

H. Tschanz-Hofmann via Legion Media

Сам же Владимир Атласов продолжил путь вдоль западного берега, но вскоре случилось непредвиденное: несколько юкагиров из числа его спутников напали на казаков. Им удалось убить около 10 человек и ранить предводителя, но остальной отряд уцелел. Не мешкая, Атласов отправил гонца к Луке Мороско с наказом срочно повернуть назад. Две группы землепроходцев успешно воссоединились, но радость вскоре была омрачена гибелью Мороско, которого убили коряки.

Несмотря на эти злоключения, Атласов продолжил экспедицию, попутно покоряя коряков и ительменов как мирно, так и в результате стычек. На реке Камчатке им был заложен Верхнекамчатский острог. Отряд землепроходца добрался почти до самой южной оконечности полуострова, откуда Атласов наблюдал Курильские острова. В тех же местах экспедиция столкнулась с жившими на камчатке айнами, которых Атласов в своих записках называл курилами.

Во время похода Владимир Атласов прослышал об иноземце, живущем среди ительменов. Это был японец из Осаки по имени Дэмбэй, оказавшийся на Камчатке в результате кораблекрушения: тайфун унес к берегам полуострова торговое судно, на котором он плыл в Токио. Двое уцелевших спутников Дембея умерли в плену, а сам он присоединился к казачьему отряду.

Экспедиция понемногу редела, и спутники Атласова всё чаще заводили разговор о необходимости возвращаться на Чукотку. Но сделать это было непросто: коряки, с которыми землепроходцам не удалось найти общий язык, горели жаждой мести и намеревались перебить отряд в пути. И всё же экспедиции удалось скрытно покинуть Камчатку.

В июле 1699 года Владимир Атласов добрался до Анадырского острога с богатым ясаком из сотен шкурок пушных зверей. Вместе с ним в крепость пришли 15 русских, четверо юкагиров, один ительменский вождь и тот самый японец Дэмбэй, которого ждала удивительная судьба. Около 30 человек остались в остроге на Камчатке, но впоследствии были перебиты коряками.

Занимательные «скаски»

В 1700 году Атласов, так и не оправившийся до конца от полученных на Камчатке ран, прибыл в Якутск. Там с его слов была составлена «скаска» — подробное описание открытых экспедицией земель и населяющих их народов. Вскоре якутский воевода (теперь эту должность занимал Дорофей Траурнихт) отправил Владимира Атласова в Москву. По пути тот задержался в Тобольске, где встретился со знаменитым картографом Семеном Ремезовым, который скопировал якутскую «скаску» Атласова и на ее основе, а также по рассказам самого землепроходца нарисовал первую карту Камчатского полуострова.

«Камчатский Ермак»: как Владимир Атласов присоединил к России далекий полуостров

Карта Камчатки, составленная Семеном Ремезовым в 1700 году

Источник:

Национальная электронная библиотека

В начале 1701 года Владимир Атласов добрался до Москвы. В Сибирском приказе его снова тщательно расспросили — так появилась вторая «скаска» Атласова о Камчатке. В ней среди прочего были изложены многочисленные подробности о камчатской флоре и фауне. Не забыл землепроходец упомянуть и про знаменитые вулканы.

«А от устья итти вверх по Камчатке реке неделю, есть гора, подобно хлебному скирду, велика гораздо и высока, а другая близ ее ж подобна хлебному стогу и высока гораздо; из нее днем идет дым, а ночью искры и зарево. А сказывают камчадалы: буде человек взойдет до половины горы и там слышит великий шум и гром, что человеку терпеть невозможно», — рассказывал Атласов о Ключевской сопке.

Уже через несколько лет эта «скаска» была издана в Европе и стала ценным источником сведений для тамошних ученых. Исследователи по сей день часто обращаются к этим материалам.

«Атласов представляет собою личность совершенно исключительную. Человек малообразованный, он вместе с тем обладал недюжинным умом и большой наблюдательностью, и показания его… заключают массу ценнейших этнографических и вообще географических данных. Ни один из сибирских землепроходцев XVII и начала XVIII веков, не исключая и самого Беринга, не дает таких содержательных ответов», — отмечал президент Географического общества СССР академик Лев Берг.

Вместе с Атласовым в Москву прибыл и японец Дэмбэй. Он поделился сведениями о своей родине, а впоследствии встретился с Петром I и в 1702 году был назначен учителем японского и переводчиком при Артиллерийском приказе.

Драматический поворот

В Москве Атласов не задержался — уже в феврале 1701 года ему присвоили чин казачьего головы, а затем отправили обратно на Камчатку для освоения полуострова. Из столицы он выехал с большим обозом, полным оружия. Однако добраться до «Камчадальской земли» ему удалось нескоро.

«Камчатский Ермак»: как Владимир Атласов присоединил к России далекий полуостров

Прижизненных портретов Атласова не сохранилось. Седобородым и седовласым изобразил его на картине «Землепроходец Владимир Атласов с сотоварищами» (1995) художник Юрий Колдаев

Источник:

Камчатский краевой художественный музей

Слава вскружила Владимиру Атласову голову. На Ангаре его отряд захватил товары с дощаников купца Добрынина, который умер по пути и, по сведениям Атласова, не имел наследников, которые могли бы претендовать на его добро. Возможно, в прежние времена это нападение сошло бы землепроходцу с рук, но удача отвернулась от Атласова. На самоуправство казачьего головы пожаловались некоторые из его спутников, чем сильно разгневали предводителя. Вскоре казаки остановились в Киренске, где предавались пьянству и учинили несколько крупных погромов — к жалобам казаков добавились челобитные местного населения.

Но хуже всего было то, что у купца Добрынина нашлись наследники, которые пожаловались на Атласова и якутскому воеводе Дорофею Траурнихту, и главе Сибирского приказа Андрею Виниусу, который повелел провести расследование без всяких поблажек для недавнего героя. Разбирательство затянулось на несколько лет. Судя по всему, всё это время Владимира Атласова держали под домашним арестом, подвергая допросам с пристрастием.

Как пишет Борис Полевой, от возможного наказания землепроходца спасла его «скаска», которую издали в Европе в 1705 году. Читатели интересовались судьбой Атласова, и в Москве решили закрыть глаза на его прегрешения. В Якутск отправили приказ освободить Владимира Атласова и отправить его на Камчатку, как и планировалось в 1701 году. При этом за ним сохранили все прежние привилегии. И вот в 1707-м он вернулся на полуостров в должности камчатского приказного с самыми широкими полномочиями.

Жестокое убийство

Увы, характер Атласова с годами не смягчился. Еще по пути он настроил против себя многих спутников. Прибыв в Верхнекамчатский острог, приказной велел снарядить поход против ительменов, населявших окрестности Авачинской бухты. Эта вылазка, проведенная без должной подготовки, обернулась разгромом отряда Ивана Таратина. Когда уцелевшие казаки вернулись, они обратили свой гнев на Атласова — вскоре его сместили и посадили под арест. О своем бунте казаки сообщили в Якутск, приложив многочисленные жалобы на притеснения со стороны Владимира Атласова, который между тем сбежал из своей темницы и попытался захватить власть в Нижнекамчатском остроге. Тамошние казаки отказались подчиняться Атласову, но дали ему возможность остаться в остроге.

«Камчатский Ермак»: как Владимир Атласов присоединил к России далекий полуостров

Город Петропавловск-Камчатский был заложен на берегу Авачинской бухты в 1740 году — спустя 43 года, после того как в этих местах побывал отряд Атласова

Источник:

Stepan Krasheninnikov, Public domain, via Wikimedia Commons

Получив очередную жалобу на «камчатского Ермака», в Якутске назначили ему замену в лице Петра Чирикова, которому было поручено расследовать очередные злоупотребления Атласова. До Верхнекамчатского острога отряд Чирикова добрался с трудом, а на месте выяснилось, что из Якутска сюда раньше него прибыл приказной Осип Миронов, которого решили назначить вместо Чирикова.

Кровавую точку в этой истории поставил новый бунт казаков под предводительством Данилы Анциферова. В январе 1711 года они напали на Чирикова и Миронова, когда те направлялись в Нижнекамчатский острог. Миронов был убит (позднее та же участь постигла и Чирикова), а бунтовщики решили расправиться и с Владимиром Атласовым. Для этого к нему в дом были посланы три казака с подложной грамотой. «Володимер, принял у их ту грамоту просматривать и в то де время ево, Володимера, зарезали», — сообщал казак Федор Ярыгин. Преступление было совершено на глазах жены Атласова. Впрочем, сами убийцы в своей челобитной утверждали, что намеревались арестовать бывшего предводителя, но тот взялся за оружие, за что и поплатился.

Так в 1711 году оборвалась жизнь землепроходца Владимира Атласова. «Будучи человеком своего времени, Атласов совершал поступки, которые не могут быть оправданы с позиций наших современных представлений. Однако как бы то ни было, камчатский поход открыл новую полосу географических открытий на Тихом океане и завершил присоединение важных районов Дальнего Востока к Русскому государству», — писал о нем советский историк Михаил Белов.

«Камчатский Ермак»: как Владимир Атласов присоединил к России далекий полуостров

Вид на остров Атласова со спутника

Источник:

NASA/Dave Pape, Public domain, via Wikimedia Commons

Сегодня в честь Владимира Атласова назван один из Курильских островов. Его имя также носят вулкан, бухта и поселок на Камчатке, одно из местных растений семейства бобовых и улицы в разных городах России.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения