Одним апрельским утром 1932 года молодой 24-летний лондонец Питер Флеминг просматривал за завтраком свой любимый раздел частных объявлений в газете «Таймс». Как он сам признавал, жизнь в целом казалась ему скучной, особенно на фоне мировых событий, а чтение милых и порой загадочных объявлений в местной колонке вносило хоть какую-то интригу. Неожиданно он наткнулся на следующий призыв:
«Исследовательская и спортивная экспедиция отправляется из Англии в июне. Маршрут по рекам центральной Бразилии с целью выяснить судьбу полковника Фосетта. Ожидается множество приключений и отменная рыбалка. Захватите пару пистолетов. Писать на абонентский ящик E.C.4».
Затерянный город
Питер Флеминг прекрасно знал, о судьбе какого именно полковника Фосетта шла речь. Перси Фосетт был известным исследователем, неоднократно посещавшим Бразилию, Боливию, Перу, а также Индию и Индокитай (ходили слухи, что там он принял буддизм), а в 1914 году выдвинувшим теорию о существовании в джунглях некоего «Затерянного города Зет» — аналога Атлантиды древней индейской цивилизации.
По мнению Фосетта, «Город Зет» находился где-то в тропических лесах бразильского штата Мату-Гросу, расположенного в самом центре континента, а на его существование указывал Манускрипт 512 — некий документ, написанный португальскими бандейрантами (то есть «охотниками за индейцами») в XVIII веке.
Перси Фосетт предпринял несколько экспедиций в поисках вожделенного города, в последнюю из которых в 1925 году он взял своего сына Джека и его друга. 20 апреля экспедиция вышла из Куябы, столицы Мату-Гросу, а 29 мая от нее было получено последнее сообщение. С тех пор судьба полковника Фосетта и его спутников оставалась неизвестной.
Но за прошедшие семь лет газеты не утратили к пропавшей экспедиции интереса. Выдвигались версии, что Фосетт и его товарищи были захвачены индейцами. Что они добровольно отказались от благ цивилизации, чтобы проникнуть в тайны «города Зет». Питер Флеминг обратил внимание на заголовок другой газеты, лежавшей рядом с «Таймс», который гласил: «Неужели Фосетт стал Буддой?».
Естественно, за прошедшие годы попытки найти следы экспедиции Фосетта предпринимались неоднократно — в том числе и за счет издателей газет. Большинство серьезных исследователей сходились во мнении, что Фосетт погиб в джунглях, но это не слишком устраивало читателей.
Как бы то ни было, молодой Флеминг, не раздумывая, откликнулся на объявление — и его приняли в экспедицию. Сам он был уверен, что в его пользу сыграл юный возраст, базовое знание испанского, а также тот факт, что он сам иногда писал для «Таймс».
Тут надо сказать, что Питер Флеминг, проявивший себя талантливым журналистом еще в Оксфорде, был старшим братом Яна Флеминга — позже прославившегося как автор серии книг о Джеймсе Бонде, а на момент описываемых событий еще служившего в британском МИДе.
Шестеро и майор
В итоге летом 1932 года новая спасательная экспедиция отправилась из Англии в Сан-Паулу. Укомплектована она была довольно странно, буквально «набрана по объявлениям». Кроме Флеминга, в команду вошли еще пять человек, включая его университетского друга Роджера Петтиуорда.
Никто из них не владел португальским и никогда не бывал в джунглях, но всех отчаянно манил дух приключений. В последнюю минуту в экспедицию пытался напроситься еще один участник — он утверждал, что может быть поваром и отлично знает арабский. Но тут даже организаторы сочли эту кандидатуру абсурдной. Зато в момент отплытия к компании добавился огромный мастифф. Сам Флеминг сомневался, что пес сможет выжить в джунглях, но он очень понравился провожающим экспедицию фотографам.
Наконец 8 июля странная компания прибыла в Сан-Паулу, где встретила местного не менее эксцентричного проводника — в книге Флеминг называет его майором Джорджем Пинглом, но оговаривает, что это не является его настоящим именем. Майор был американцем, он очень хорошо знал город, но, как оказалось, не был большим специалистом по джунглям. Кроме того, он постоянно задерживался с доставкой экипировки экспедиции и не слишком внимательно следил за корреспонденцией.
Надо сказать, у Флеминга были серьезные планы именно на регулярное сообщение с газетой. Он договорился, что будет освещать поиски Фосетта в «Таймс» и собирался делать это буквально в режиме «онлайн». Он даже предложил редакторам газеты, что возьмет с собой ящик с голубями и будет отправлять по одному в Куябу из леса, когда у искателей появятся какие-то новости. Редакция деликатно отвергла эту идею.
Главная проблема заключалась в том, что сам майор Пингл до смерти боялся журналистов. Он считал, что его основная миссия — держать в секрете маршрут экспедиции. Даже сами участники долго не могли получить от своего проводника карты Фосетта, а также тех, кто искал его в предыдущие годы. Кроме того, Пингл саботировал отправку репортажей Флеминга для собственной газеты, как впоследствии выяснилось, с конкретным умыслом.
По следам Фосетта
Наконец, после шести дней в Сан-Паулу экспедиция отправилась вглубь страны. Согласно последним известным сведениям, Фосетта и его группу видели в одной из деревень народа калапало на берегу реки Шингу, притока Амазонки, после чего те ушли вглубь леса. Одна из экспедиций, шедших по следам Фосетта в 1928 году, обнаружила следы разграбленного лагеря и отметила его на карте.
Флеминг, Прингл и их товарищи без труда пересекли штаты Минас Жераис и Гойяс на автомобилях, всю дорогу наслаждаясь прекрасными видами. Трудности начались на подходе к джунглям Мату-Гросу. Изначально план заключался в том, чтобы двинуться на юг по реке Арагуая, затем подняться к истокам ее притока Тапирапе, а оттуда продвинуться как можно дальше в лес в места обитания племени калапало, чтобы найти следы Фосетта.
Команда прибыла в Леопольдину — порт на Арагуае и последний оплот цивилизации, наняла там лодку и начала утомительное трехнедельное плавание по реке. За это время выяснилось, что майор Пингл совершенно не верит в успех предприятия и не желает идти в джунгли. Он настаивал на том, чтобы завершить экспедицию и отправиться по реке назад к побережью Атлантики, откуда группа сможет отплыть домой в Англию. Однако гордые англичане решили продолжить путешествие, даже лишившись проводника. В конце августа они наняли три каноэ и с местными носильщиками отправились к истокам Тапирапе.
Правда, вскоре выяснилось, что Пингл был в чем-то прав: путь оказался изматывающим, а провизия и вода быстро закончились. В результате большая часть группы вынуждена была вернуться к Арагуае, а экспедицию продолжили лишь Флеминг и Роджер Петтиуорд.
Поначалу друзья неплохо проводили время. Исследовали джунгли, ловили рыбу, знакомились с местными жителями (которые казались вполне дружелюбными), и, несмотря на обилие насекомых, наслаждались долгожданными каникулами в стиле Робинзона Крузо.
Но однажды ночью началась тропическая гроза. Флеминга едва не убило ударом молнии, затем друзья, спрятавшись между корнями дерева, наблюдали, как ливень приводит в негодность их снаряжение и последние остатки провианта. Тогда они разумно решили, что с них хватит приключений, и устремились обратно к берегам Арагуаи.
Когда Питер и Роджер воссоединились с остальными членами своей группы и майором Пинглом, проживавшим все это время в христианской миссии, началась самая интересная часть путешествия.
Гонки к Амазонке
Оказалось, что у Пингла было время поразмыслить, как объяснить организаторам экспедиции, почему он отправил своих подопечных одних в джунгли, и он подготовил официальный документ. Согласно уставу экспедиции, именно майор являлся ее единственным руководителем, чьи приказы не подлежали обсуждению. Он собирался заявить, что Флеминг сотоварищи взбунтовались и отказались следовать его маршруту (какому именно, майор предпочел не уточнять), поэтому именно они виноваты в провале задания, а значит, Пингл не обязан возвращать полученные от организаторов деньги.
С этими словами майор отбыл в город Пара (столица штата Пара, сейчас называется Белем. — Прим. ред.) на северо-востоке страны, чтобы первому изложить свою версию событий организаторам. Флеминг и Петтиуорд устремились с ним наперегонки, что было довольно сложно, учитывая, что все финансы кампании находились в руках у Пингла. Так приключения Робинзона Крузо сменились авантюрой Филеаса Фогга.
Пингл собирался на местном пароходе плыть по течению Арагуаи, чтобы достичь дельты Амазонки и добраться до Пары. Флеминг и Петтиуорд посчитали, что могут обогнать его, если будут использовать легкие каноэ, которые могут проходить через узкие протоки, срезая путь. Им приходилось часто менять гребцов и останавливаться на короткие перевалы, что позволило Флемингу сделать еще несколько заметок о бразильской жизни.
В результате друзья достигли Пары 4 октября — на несколько часов опередив Пингла, а уже спустя сутки на пароходе «Панкрас» отбыли в Англию. Версия Флеминга была признана официальной, участники экспедиции получили свой гонорар и славу, а злосчастный майор канул в безвестность.
И хотя серии репортажей о поисках Фосетта у Питера Флеминга так и не получилось, спустя год он выпустил книгу, которую без затей назвал «Бразильские приключения». В ней он описывает всю кампанию, начиная с объявления в «Таймс» и заканчивая славной победой в гонке, а заодно красочно рассказывает об обычаях и культуре разных народов Бразилии, щедро иллюстрируя их живыми комедийными сценками. Фактически, его книга стала образцом литературы об экзотических путешествиях, заложив современные основы этого жанра.
Впоследствии Питер Флеминг в качестве специального корреспондента «Таймс» совершал путешествия из Москвы в Пекин через Кавказ и Среднюю Азию, а также из Пекина в Кашмир, о чем написал соответствующие приключенческие книги.
Что касается судьбы полковника Перси Фосетта — Флеминг в итоге решил, что его смыло в сезон дождей. Или его убили местные индейцы. Может, они были не такими уж и дружелюбными.
Фото: M.L. MOENNICK / ROYAL GEOGRAPHICAL SOCIETY; ETON COLLEGE AND CHRIST CHURCH, OXFORD; AMAZON STUDIOS
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 4, май 2023