Очевидно, что школьные программы постоянно обновляются и приспосабливаются к изменяющимся потребностям общества. Какие же предметы давно исключены из школьных учебных планов и вряд ли появятся там вновь?
На протяжении истории образование много раз модернизировалось и изменялось. Неудивительно, что некоторые предметы исчезают из программы. О том, почему это происходит и какие дисциплины уже не преподают, рассказывает Юлия Харланова — кандидат педагогических наук и преподаватель Национального социально-педагогического колледжа.
5 причин, почему часть предметов убрали из школьной программы
В современном мире появляются новые знания, технологии и требования к обучению. Иногда устаревшие предметы могут исключить, чтобы освободить место для более современных программ.
Образовательные системы могут пересматривать свои приоритеты и цели исходя из изменяющихся потребностей общества. Определенные предметы могут быть исключены, если они не соответствуют новым образовательным целям или не являются приоритетными для развития учащихся.
Некоторые предметы могут быть исключены из-за ограниченности времени и ресурсов. Образовательные учреждения могут стремиться к оптимизации программы, чтобы сделать ее более эффективной.
Бывают ситуации, когда учащиеся могут выбирать предметы, которые они хотят изучать. Это может привести к исключению некоторых предметов из программы, так как они не пользуются высоким спросом.
В ходе оценки эффективности образовательной программы могут быть выявлены предметы, которые не достигают поставленных целей или имеют низкую значимость для учащихся. Такие предметы могут быть исключены в рамках улучшения качества образования.
Письмо и каллиграфия
В Древнерусском государстве письмо было одним из важнейших навыков, которым обучали детей. По археологическим находкам известно, что грамотность была распространенным явлением. Новгородские берестяные грамоты рассказывают нам, что люди писали личные письма друг другу, составляли торговые документы, завещания, челобитные, ну а ученики упражнялись в письме.
В то время как важные документы и книги писали чернилами на пергаменте с помощью пера, существовала и широко практиковалась техника письма по мягкому материалу — воску или бересте — с помощью стержня-писала. Такие приспособления были найдены археологами более чем в 30 древнерусских городах и поселениях. Находили ученые и дощечки-церы, на которые наносили ровным слоем воск для письма. На одной из дощечек подобной складной «тетради», найденной в Новгороде, вырезана азбука — по-видимому, как пример для упражнений.
Знание грамоты и письмо помогали овладеть важным для той поры ремеслом. С приходом на Русь христианства в монастырях формировались центры, откуда книги распространялись по всей стране, — там переводами, снятием копий с книг, а также и летописанием занимались монахи. Спустя время появились и наемные писцы, которые переписывали книги по заказу и для продажи. Позже во многих профессиях для успешной карьеры было важно уметь быстро и разборчиво писать.
В XIX веке министр просвещения Франции Жюль Ферри ввел одновременное обучение чтению и письму. В это время разработали тетради с крупной клеткой, что облегчало детям процесс написания больших и маленьких букв. Быстрое письмо рассматривалось как отдельный навык, требующий дополнительной тренировки от учащихся. Первоначально предлагалось научиться писать красиво, а затем уже достичь высокой скорости.
Обучая школьников письму, их учили правильно держать перо и следили за их осанкой. Например, учебник советского периода («Методика обучения грамоте по звуковому методу» Н. А. Костина, изданная в 1939 году) содержит подробные рекомендации по гигиене письма.
В связи с развитием цифровых технологий, использованием компьютера и распространением электронной почты каллиграфия стала менее практикуемым умением. В результате обучение письму от руки постепенно исчезает из школьной программы.
Древние языки
Во времена Древней Руси во всех школах учли чтению, счету и письму. В отличие от европейских школ, здесь преподавание велось не на латыни, а на родном языке, и это способствовало его сохранению и развитию. В школах «книжного учения» для детей князей, бояр и дружинников и в монастырских школах, обязательным предметом был греческий. Историк Василий Татищев повествовал об открытии князем Романом Смоленским нескольких школ в Смоленске, в которых кроме других предметов преподавали не только греческий, но и латинский язык, однако современные исследователи этого не подтверждают.
Изучали ли в древнерусских школах латынь?
Отвечает Лада Коновалова, заместитель руководителя методологического отдела «ИнтернетУрока»:
С подачи князя Владимира Святославовича появилась школа «Книжное учение», в которой боярские дети получали навыки чтения и письма. Позже при монастырях в Новгороде, Суздале, Киеве, Смоленске, Переяславле появились другие учебные заведения, а в 1086 году было открыто первое женское училище, где грамоте обучались девочки из зажиточных семей.
Учителями в этих школах были монахи, обучение представляло собой знакомство с литературой религиозного содержания, прежде всего, с Евангелием. Здесь переписывались рукописные источники, переводились книги византийских авторов, поскольку именно Византия оказывала культурное влияние на русских правителей. Школы при монастырях продолжали вести образовательную деятельность и во времена татаро-монгольского ига, в них аккумулировались и сохранялись культурные ценности.
Изучали, прежде всего, греческий язык, послуживший основой для русской письменности. Латынь не преподавалась и использовалась только в дипломатической переписке, никаких текстов религиозного содержания указываемого промежутка времени до нас не дошло.
Древние языки занимали важное место в системе европейского образования Нового времени, большое внимание им стали уделять и в России. Считалось, что обучение им способствует эстетическому и нравственному воспитанию, прививает навыки умственной работы, развивает логическое мышление, формирует культурный багаж. В XIX веке древние языки входили в программы гимназий. Владение латынью было необходимо для получения университетского образования.
Знакомство с классическими текстами было важным компонентом изучения истории и европейской культуры. В оригинале читали главы из произведений известных римских и греческих авторов, таких как Цезарь, Тит Ливий, Геродот, Ксенофонт, Гораций, Вергилий, Гомер. К студентам гимназии, сдававшим экзамены по латинскому языку, предъявляли высокие требования. Например, одним из заданий был письменный перевод отрывка с латыни на русский из сочинений изучаемых авторов.
В XX веке древние языки понемногу стали уходить из обязательной программы учебных заведений и остались только на специальностях, связанных с медициной и юриспруденцией. В средней школе они были упразднены после революции. Их и теперь изучают редко; найти такие классы можно в специализированных гимназиях и лицеях. Вместо этого учебные заведения могут предлагать более современные предметы, такие как второй иностранный язык или компьютерная грамотность.
Рукоделие и хозяйственные навыки
Рукоделие — это древнее искусство, которое веками было важным занятием женщины. Умение ткать, шить, вышивать, создавать одежду, постельное белье, предметы декора было украшением для юной девушки и вызывало уважение к хозяйке дома. Рукоделию девочки обучались, как правило, в семьях, в школах при монастырях. Предметом школьной программы оно стало лишь в XVIII веке, с появлением институтов благородных девиц — там ученицы получали навыки, которые позволили бы в будущем самостоятельно зарабатывать на жизнь. Но по-настоящему важным этот предмет был в учебных заведениях для представителей непривилегированных сословий.
Как отмечалось в отчете руководству за 1889-1890 учебный год, в Выхинской церковно-приходской школе Московского уезда девочки под руководством учителя обучались шитью предметов одежды, вязанию чулок, шарфов, перчаток и кружев. На экзамен все ученицы в конце года пришли в единообразных платьях, которые они сами же и сшили. Инструменты и материалы для работ приобретали за счет попечителей учебного заведения. В Мышецкой школе всё того же Московского уезда девочки обучались вязанию, шитью и вышиванию по канве.
Учебный предмет включал в себя не только освоение работы с иглой, но и изучение истории рукодельного дела, понимание его важности в жизни человека. О «серьезности» этой дисциплины говорит специальная литература, например, изданное в 1910 году методическое пособие «Рукоделие как предмет обучения в общеобразовательной школе» Екатерины Янжул, в котором автор проанализировала и обобщила опыт его преподавания в школах Запада и в России.
Как отдельный предмет рукоделие просуществовало вплоть до середины XX века. В советской школе была введена в практику дисциплина «Уроки ручного труда», в ее содержание входило изготовление простейших изделий — игрушек, игр, наглядных пособий, учебных принадлежностей. В средней школе девочки шили на швейных машинках и готовили простые блюда. Но с изменением социальных и экономических условий рукоделие и домоводство стали терять свою значимость и перестали быть обязательными в школьной программе.
Богословие и Закон Божий
В период Киевской Руси обучение, как отмечает ряд исследователей, имело целью не только «ликвидацию безграмотности», но и воспитание священнослужителей. Позднее в особых школах в рамках обучения богословию изучали Священное Писание, богословские трактаты, каноническое право, патристику и теологию. Однако со временем образование на Руси эволюционировало, и школы богословия стали уступать место новым формам образовательных учреждений.
В Российской империи для всех учащихся начальных и средних школ была обязательным предметом дисциплина «Закон Божий». Преподаватель, который занимался этой дисциплиной, назывался законоучителем и, как правило, был священником.
После Октябрьской революции, в декабре 1917 года, был издан приказ наркома общественного призрения А.М. Коллонтай, который превратил преподавание Закона Божия в необязательный факультативный предмет в учебных заведениях, подведомственных наркомату. В дальнейшем, в связи с атеистической идеологией, преподавание этой дисциплины было запрещено, хотя некоторые священники продолжали тайно преподавать ее.
После распада СССР в современной России преподавание Закона Божия возобновилось в воскресных школах, открываемых при православных храмах. Время от времени возникают предложения ввести этот предмет как факультативный в общеобразовательные школы, однако такие инициативы часто вызывают критику и до сих пор не были реализованы. В 2010–2012 годах в России был введен курс «Основ религиозных культур и светской этики», в рамках которого предусмотрен модуль «Основы православной культуры».
Таким образом, отсутствие Закона Божьего в школьной программе не означает его полного исчезновения из образовательной сферы. Некоторые близкие по смыслу предметы могут быть представлены в виде дополнительных курсов или внеурочной деятельности в специализированных школах или учебных заведениях, в том числе при храмах.