Как изменилась бы наша жизнь, не будь в ней таких простых вещей, как спички, ложки или крючки? Гораздо серьезнее, чем можно представить. Поэтому после того, как мы спроектировали целый пылесос, давайте поговорим о чем-то проще.
Точного момента, когда настенные крючки появились в быту, никто не знает. Но, вполне возможно, началась эта история еще с деревянных домов (а то и вовсе с неолита).
Легко предположить, что даже древний человек использовал ветки деревьев, чтобы что-то подвесить на привале в лесу. Это же интуитивное движение могло перекочевать и в домашнее пространство, будь в стене неровности и естественные выступы на брусьях от бывших веток.
Изначально хранение вещей было партнерным (сундуки, корзины, коробы и т. д.). Первое, что перекочевало на стены — это оружие. Холодное (сабли, топоры), а впоследствии и огнестрельное (ружья, мушкеты), оно стало постоянным атрибутом стен в домах зажиточной знати и оружейных комнатах: так их можно было быстро выхватить и быть готовым к бою.
Любопытно, что процесс создания и формирования функции очень бионичен и подсмотрен у самой природы, ведь крючок — это по сути та же ветка, но в современной конфигурации (скорее сучок, оставшийся от ветки). Это то решение, что пришло к нам из самой природы.
В связи с тем, что крючки существуют уже не одно столетие, они изготавливаются из разных материалов, а значит, обладают разными формами и назначением.
Сейчас настенные крючки принято делить по зонам эксплуатации. В зоне прихожей это крючки для верхних вещей гардероба и аксессуаров. В кухне — крючки буквально для всего, начиная от полотенец до кухонных инструментов и даже частично бытовой техники (например, кухонных электронных весов). В ванной комнате — крючки для полотенец, халатов, банных принадлежностей и т. д.
Как устроены крючки
В целом конфигурация крючков сводится к двум аспектам:
плоскости, которая параллельна стенке и служит для крепления к стене;
выступу изогнутой формы, который и служит для подвешивания некого объекта.
Для крепления к стенке важны понимание условий эксплуатации (к примеру, ванная комната — зона повышенной влажности) и предполагаемый вес изделия, который крючок должен удержать (ведь есть разница: вафельное полотенце, халат или дубленка). Сейчас популярен способ крепления на двусторонний скотч, а также на наноскотч.
Наноскотч привлекателен в плане эксплуатационных качеств и дает большую фору изделиям в плане эстетических характеристик. Он прозрачный и в сочетании с прозрачным корпусом самого крючка это дает новый эффект крючка-призрака.
Однако если вес изделия предполагается ощутимый, то имеет смысл крепить крючки «по старинке», на гвозди или шурупы, перенося вес изделия с вертикальной плоскости в горизонтальное сцепление.
Сама форма крючка имеет значение. Глубина и ширина «ложа» — изгиба — крючка может не позволить надеть на него петлю, удержаться тонкому шарфику или сумке.
Из любопытных фактов: сейчас в дизайне интерьера популярны модели «столбиков», круглые или квадратные в сечении, которые торчат перпендикулярно из стены или под углом к ней. Если подходить с формальной точки зрения, то такая конфигурация не соответствует бионическому решению крючка, однако функциональность и назначение изделия сохранены, поэтому мы продолжаем называть их крючками.
Материал корпуса изделия также связан с предполагаемым весом объектов. Самые крепкие и долговечные крючки — металлические. Однако они сами по себе очень тяжелые, их необходимо крепить к стенке на шурупы или гвозди, сложно позже изменить их положение, если крючок уже не нужен или хочется переместить его выше или ниже.
Из чего изготавливают крючки
Самые «природные» выполнены из дерева. А самые популярные и, конечно, представленные в наиболее широком ассортименте — пластиковые.
Сама форма крючка настолько пластична, что буквально напрашивается в руки дизайнеров. И здесь, конечно, интересно обратиться к опыту наших предшественников, художников-конструкторов Советского Союза.
Перечень производств, кто этим занимался, достаточно обширен: можно выделить такие площадки, как «Кировский завод», «Завод имени Калинина», «Завод имени Молотова», «Завод имени Сталина» и другие. Кроме того, настенные крючки производились и другими предприятиями, включая мелкие мастерские и кооперативы.
В чем секрет советских крючков
Сейчас советские крючки — не просто функциональные вещи, но уже историческая ценность. За ними охотятся антиквары, их собирают коллекционеры. В чем же секрет?
Рассмотрим два образца изделий, которые мы узнаем с первого взгляда.
Первый — алюминиевые крючки, изготовленные на ярославском заводе «Красный маяк». Их изготовителя легко идентифицировать по клейму. Мне кажется, нет ни одного человека, жившего в 1990-е и 2000-е, кто не столкнулся бы с этими крючками. Благодаря прочности они использовались повсеместно, особенно часто — в школах.
Пластичная, достаточно изящная для металла форма очень функциональна. Два крюка с различным вылетом позволяли использовать их по разным назначениям, комбинируя произвольно подвес верхней одежды в разном количестве, головных уборов и аксессуаров (шарфы, зонты и т. д.). Благодаря жесткости конструкции на одной вешалке можно было обнаружить даже несколько курток.
«Капелька» наконечников также функциональна, она противостояла соскальзыванию при большом количестве подвешенных вещей. А ее форма была безопасна для эксплуатации человеком.
Второй вид крючков не менее широко известен, хотя его чаще можно было встретить на кухне, в ванной, в детских комнатах или в детских садах.
Производитель — Наро-Фоминский завод пластических масс. Что примечательно, в упаковке всегда прилагался клей для крепления к стене. Сцепление оказалось настолько качественным, что многие сменили крючки только вместе с поверхностью стены. В отличие от предыдущего варианта, это изделие более сложного типа и составное, «лепестки» цветка съемные, чтобы облегчить процесс изготовления. Также встречаются вариации, которые крепятся к стене на шурупы, однако клеевой способ более распространен.
Особенно интересно крючки «Ромашка» смотрятся на контрасте с предыдущим алюминиевым образцом. Как некий ответ на незаданный вопрос: а всё ли, что делали в Советском Союзе, было брутальным? Конечно же, нет. Было место и таким нежным работам, направленным на создание сказочного мира для ребят Советского Союза, для наполнения его красотой и теплом.
Многие знают эти крючки только по наличию самого цветка на стене, без «ножки» с крючком. Как водится, крючки нагружали весом более заложенного в эксплуатацию и, естественно, они не выдерживали такой нагрузки, ломаясь в самых «хрупких» зонах. Однако это ничуть не умаляет их эксплуатационных характеристик и значения для истории нашего дизайна.
Интересно, а назовете ли вы образцы современных крючков, которые могли бы стать нашей историей в будущем?