Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Картина, которая не отпускает: почему «Девушка с жемчужной сережкой» — подлинный шедевр, а не рядовой портрет?

Нейробиологи раскрыли загадку одного из самых известных полотен голландской живописи

3 октября 2024Обсудить
Картина, которая не отпускает: почему «Девушка с жемчужной сережкой» — подлинный шедевр, а не рядовой портрет?
Источник:

Gem Archive via Legion Media

Вполне заслуженная известность

Специалисты Королевской галереи Маурицхейс в Гааге выяснили, почему шедевр XVII века, хранящийся в их музее, «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера приковывает взгляды зрителей намного сильнее, чем любые другие картины. Музей пригласил нейробиологов для изучения реакции мозга человека на знаменитые произведения искусства. Сканирование мозговой активности показало, что в случае с «Девушкой» мы попадаем в ловушку — устойчивую петлю внимания.

«Девушку с жемчужной сережкой» называют северной Моной Лизой, говоря о ее феномене — о том, как много людей на планете знают о ней, как она очаровывает и удерживает внимание, когда попадается вам на глаза. Теперь ученые, похоже, знают, почему портрет неизвестной обрел такую популярность.

Картина, которая не отпускает: почему «Девушка с жемчужной сережкой» — подлинный шедевр, а не рядовой портрет?
Источник:
Simona Abbondio

Исследователи использовали ЭЭГ и МРТ для измерения неврологической реакции мозга при просмотре художественных произведений — добровольцы с электродами на голове сначала рассматривали картины в галерее Маурицхейс, а затем репродукции этих же работ под сканером в Амстердамском университете. Также нейробиологи с помощью специальных датчиков отслеживали направление взглядов участников.

В результатах исследования безусловно выделялась одна картина — это была «Девушка с жемчужной сережкой». Сканирование подтвердило то, что сотрудники музея и так видят годами: на нее смотрят дольше, чем на любую другую. Нейробиологи показали, что зритель не просто очарован — он попадает в ловушку неврологического феномена «устойчивую петлю внимания».

Невозможно отвести взгляд

<p>Мартейн ден Оттер</p>

«Когда смотришь на „Девушку с жемчужной сережкой“, происходит нечто особенное: сначала вы смотрите на ее глаза и рот, затем сразу на ее жемчужную сережку. Потом снова — на ее глаза и рот, а затем сразу же снова на жемчужину. И вы делаете это не один, не два, а несколько раз…»

По словам нейробиолога, этот цикл повторяется довольно долго, и вот почему мы не можем отвести взгляд.

Картина, которая не отпускает: почему «Девушка с жемчужной сережкой» — подлинный шедевр, а не рядовой портрет?
Источник:

mauritshuis.nl

При рассматривании этого полотна у людей наблюдалась наиболее высокая активность мозга по сравнению с другими картинами, и особенно была задействована область предклинья (precuneus) — часть медиальной дорзальной теменной коры, которая отвечает за широкий спектр когнитивных процессов. В частности, она связана с саморефлексией, личным жизненным опытом, идентичностью и сознанием.

Мы естественным образом фокусируемся на лицах других людей, объясняет нейробиолог, в этот момент наш мозг пытается расшифровать эмоции этого человека. Именно так мы определяем, безопасен кто-то или нет. И этот механизм умело использовал Ян Вермеер: он создал то, что ученые назвали устойчивой петлей внимания — полотно не только привлекает нас, но и удерживает.

Директор музея Мартина Госселинк добавила, что в своих работах Вермеер обычно выбирал какой-то один центр внимания, остальные детали были размыты. Однако в «Девушке с жемчужной сережкой» таких фокусных точки три.

Картина, которая не отпускает: почему «Девушка с жемчужной сережкой» — подлинный шедевр, а не рядовой портрет?

Скарлетт Йоханссон в роли натурщицы Яна Вермеера, кадр из фильма «Девушка с жемчужной сережкой» (реж. Питер Уэббер, 2003 г.).

Источник:

Capital Pictures via Legion Media

Еще один момент, который сильно отличает эту картину — девушка действительно смотрит на зрителя, тогда как на других портретах герои «заняты своими делами».

«Почему вы знакомы с этой картиной, а не с другими? Из-за того, что в ней есть что-то особенное. Вы должны быть внимательны, хотите вы этого или нет. Вы должны любить ее, хотите вы этого или нет», — объясняют нейробиологи.

Картина, которая не отпускает: почему «Девушка с жемчужной сережкой» — подлинный шедевр, а не рядовой портрет?
Источник:

ANP via Legion Media

Результаты исследования также показали, что при взгляде на оригинал картин реакция мозга и эмоциональный отклик были в десять раз сильнее, чем при рассматривании репродукции. Авторы отмечают, что это демонстрирует, насколько важно видеть настоящие произведения искусства. Соприкасаться с оригинальным искусством, будь то картина, танец, фотография или что-то еще, посещать театры, музеи — полезно для развития мозга, делают вывод ученые.

Как натюрморт Ван Гога с красной капустой переименовали благодаря повару, мы рассказывали здесь.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения