Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Катастрофа «Булгарии»: история крушения теплохода, в котором погибло 122 человека

«Булгария» затонула в акватории Волги 13 лет назад, 10 июля 2011 года

10 июля 2024Обсудить
Катастрофа «Булгарии»: история крушения теплохода, в котором погибло 122 человека
Источник:

Максим Богодвид / РИА Новости

Спустя 13 лет вспоминаем историю теплохода «Булгария», который затонул в Республике Татарстан, вместе с коллегами из 74.RU.

Теплоход на пенсии

«Булгария» была спущена на воду еще в 1955 году. К моменту трагедии судну было уже 56 лет, и, по мнению многих экспертов, его техническое состояние оставляло желать лучшего. Несмотря на солидный возраст, «Булгарию» продолжали эксплуатировать.

В роковой день, 10 июля, на Куйбышевском водохранилище было объявлено штормовое предупреждение. Погода стояла дождливая, волны на Волге достигали полутора метров. Однако тревожные сигналы были проигнорированы — капитан судна принял решение выйти в рейс.

От беспечности к панике

Около полудня «Булгария» с отдыхающими на борту вышла из порта города Болгар, направляясь в Казань. Пассажиры, среди которых было много семей с детьми и беременных женщин, предвкушали скорое возвращение домой и не подозревали о грозящей им опасности.

Первые проблемы на судне начались около 12:25, когда «Булгария», двигаясь против ветра и волн, вошла в левый поворот. Согласно отчетам Ространснадзора, капитан «Булгарии», столкнувшись с сильным боковым ветром, принял решение лечь «на ветер», чтобы уменьшить площадь воздействия на левый борт судна. Однако это маневрирование, выполненное с нарушением правил безопасности, привело к фатальным последствиям. Вместо ожидаемого уменьшения крена судно начало клониться в сторону еще сильнее.

Из-за крена на правый борт, вызванного шквальным ветром и неправильной развесовкой груза, вода хлынула в открытые иллюминаторы машинного отделения. Судно начало стремительно набирать воду и тонуть. В считанные минуты ситуация стала критической: иллюминаторы и часть главной палубы правого борта оказались под водой.

Началась паника, люди прыгали в воду. Спасательных жилетов на всех не хватало, а те, что были, оказались старыми. Выжившие впоследствии рассказывали, что экипаж не провел инструктаж по технике безопасности и не указал расположение спасательных жилетов.

Всего за несколько минут «Булгария» скрылась под водой Куйбышевского водохранилища. Многие пассажиры так и не смогли выбраться наружу из собственных кают.

Спасательная операция

Катастрофа «Булгарии»: история крушения теплохода, в котором погибло 122 человека
Источник:

МЧС России, через 74.RU

Последствия страшной катастрофы, по данным МЧС, ликвидировали 16 суток. Участие в спасательной операции приняли 900 человек. В зоне бедствия в течение четырех дней круглосуточно работали 200 водолазов из разных городов — спали и ели они на буксирах и теплоходе «Арабелла».

Кстати, круизный теплоход «Арабелла» фигурирует в истории неслучайно. «Арабелла» оказалась единственным судном, которое не прошло мимо тонущей «Булгарии». Именно ее экипаж под командой Романа Лизалина доставал из холодной воды тонущих людей. Лизалину потом вручат орден Мужества, а остальным членам команды — медали «За спасение погибавших».

Катастрофа «Булгарии»: история крушения теплохода, в котором погибло 122 человека
Источник:

МЧС России, через 74.RU

А вот капитанов сухогруза «Арбат» и толкача «Дунайский-66», которые прошли мимо, привлекут к ответственности. Суд приговорил капитана первого, Юрия Тучина, к штрафу в 130 тысяч рублей, а капитана второго, Александра Егорова, к штрафу в 190 тысяч рублей.

Поиск виновных и наказания

Расследование причин крушения «Булгарии» выявило чудовищную картину халатности и коррупции. Выяснилось, что судно вышло в рейс с многочисленными техническими нарушениями, а его владелец экономил на ремонте и безопасности. Капитан «Булгарии», погибший вместе со своим экипажем, был признан виновным в нарушении правил судоходства.

Катастрофа «Булгарии»: история крушения теплохода, в котором погибло 122 человека
Источник:

Валерий Мельников / РИА Новости

Однако эксперты уверены, что ответственность за трагедию лежит не только на капитане, но и на чиновниках, закрывших глаза на нарушения и выдавших разрешение на эксплуатацию аварийного судна.

По факту крушения «Булгарии» возбуждено несколько уголовных дел. Директор агентства «АгроРечТур», которое взяло в аренду старую «Булгарию», получила 11 лет тюрьмы, но отсидела только семь и вышла на свободу по амнистии в 2018 году.

Старшего помощника капитана «Булгарии» посадили на 6,5 года — вышел на свободу он через 4,7 года по той же амнистии. Главный эксперт камского филиала Российского речного регистра, который выдал разрешение на эксплуатацию старому теплоходу, получил пять лет колонии, но его освободили условно-досрочно.

Начальника казанского отделения Ространснадзора и главного госинспектора того же ведомства осудили за злоупотребление должностными полномочиями из «личной заинтересованности»: одного приговорили к шести годам колонии, а второго к пяти.

Как бортпроводники спасали людей из горящего самолета во время катастрофы с аэробусом А310 в Иркутске в 2006-м, мы вспоминали в этом материале.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения