Мы продолжаем беседу с ведущим научным сотрудником Института истории материальной культуры РАН Владимиром Викторовичем Питулько, грантополучателем Российского научного фонда, о Севере Сибири в каменном веке и его обитателях.
— Какие вы бы назвали самые интересные сибирские археологические памятники?
В Сибири имеется ряд археологических памятников, которые составляют «золотой фонд» мирового культурного наследия. Они относятся к различным этапам человеческой культуры, как к поздним (например, «царские» курганы, Аржан и Аржан-2, курганы Укокского плато, святилище и городище Усть-Полуй в низовьях Оби, Мангазея, Иркутский комплекс разновременных объектов, с выдающимися погребальными комплексами неолита), так и к ранним этапам. Поскольку мы с вами говорим о каменном веке, при этом о палеолите, предлагаю ограничиться этими рамками.
Среди них, в первую очередь, я бы назвал Денисову пещеру на Алтае (географически вне Сибири, это скорее Сибирь+, но в культурно-историческом отношении — безусловно, входит в единый сибирский круг и проблематику), стоянку Мальта вблизи Иркутска, комплекс стоянок на Афонтовой Горе в Красноярске, комплекс Ушковских стоянок на Камчатке, ну и дополнил бы этот ряд Жоховской и Янской стоянками — уникальными объектами культурного наследия народов России и мирового культурного наследия, которые я изучаю на протяжении многих лет. Каждый из них в свое время произвел в научном мире сенсацию.
Денисова пещера
Алтайский край
Денисова пещера в Усть-Канском районе Горно-Алтайской области, на реке Ануй, изучается непрерывно на протяжении десятилетий (с 1982 года), и каждый год приносит чрезвычайно интересные результаты. Работы проводит большая команда исследователей под руководством А. П. Деревянко и М. В. Шунькова, а начались еще при А. П. Окладникове в конце 1979-х годов.
Раскопки дали великолепный комплекс материалов, включая антропологические остатки, пригодные для изучения ДНК, наборы украшений, иных изделий с символической функцией, скульптуру, костяные иглы с орнаментом. Получены свидетельства обитания человека от примерно 300 тысяч лет назад до позднего голоцена.
Наиболее существенны для нас свидетельства ранних этапов, среди которых лично меня больше всего поразили шлифованные изделия из камня (браслеты), возраст которых оценивают около 50 тысяч лет. Крайне необычно встретить столь совершенно выполненные предметы такого раннего возраста. Эти предметы указывают на то, что шлифовка как таковая была людям известна давно, и они применяли ее по отношению к бивню мамонта и кости, то есть знали прием и понимали, что необбиваемый материал можно шлифовать. Крайне интересны костяные иглы со знаками собственности, подобные янским, но намного более древние.
Стоянка Мальта́
Иркутская область
Стоянка Мальта, открытая в 1928 году М. М. Герасимовым, выдающимся археологом и антропологом, автором метода реконструкции лица по черепу, изучалась им на протяжении многих лет, преимущественно в довоенное (ранее 1941 года) время. Комплекс палеолитического «искусства», происходящий из Мальты, не имеет себе равных, и долгое время искусство палеолита Сибири состояло преимущественно из мальтинских материалов.
Бусы, подвески, иные украшения, антропоморфная («Венеры» сибирского варианта) и орнитоморфная скульптура, тиражированная в десятках экземпляров — все это делает его уникальным. Возраст этого памятника — около 22000 лет назад. Раскопаны жилища, округлые в плане, в их конструкции использовались рога северного оленя.
Афонтовские стоянки
Красноярский край
Афонтовские стоянки были открыты И. Т. Савенковым в 1884 году, сложная и долгая история изучения растянулась до начала XXI столетия. В огромных коллекциях представлены во множестве изделия из бивня и кости, среди которых есть ранние орудия с пазом. Среди изделий из кости — застежка для упряжи, вероятно, собачьей, оттуда же происходят черепа «короткомордого волка», описаны Савенковым, позже из новых раскопок — Громовым (вероятные ранние собаки).
Здесь были найдены и антропологические остатки. Очень сложная геология памятника связана с постдепозиционными процессами, деградацией многолетней мерзлоты. Новейшими работами выявлены древние горизонты возрастом около 30 тысяч лет назад, ранее археологические находки датировались не древнее 15000 лет назад. Характерная каменная индустрия дала имя одной из культур позднего верхнего палеолита юга Сибири (афонтовская культура).
Ушковские стоянки
Камчатка
Ушковский комплекс стоянок открыт Н. Н. Диковым в 1961 году и изучается по сей день (в последние 10-15 лет работы возглавляет И. Ю. Понкратова). Это крупное поселение на уникальном источнике пищевых ресурсов — озерном нерестилище проходной рыбы лососевых пород. Относительно молодой памятник рубежа голоцена (14-11 тысяч лет назад). Из него известны человеческое погребение и погребение собаки (кости не сохранились, сложная тафономия), а также уникальный комплекс украшений из камня (бусы, подвески).
Жоховская стоянка
Якутия
Жоховская стоянка, открытая в 1989 году, первоначально изучалась мною в рамках программы полевых работ Арктического и антарктического НИИ (1989, 1990), а затем исследовалась моими экспедициями в 2000–2005 годов. Уникальный объект эпохи раннего голоцена, древнейший в высокоширотной Арктике (9000 лет назад). Великолепная сохранность материала, «живой» каменный век — деревянные, берестяные, плетеные вещи, развитая камнеобработка и обработка костеподобных материалов, нарты, собаки. Свидетельства транспортного ездового собаководства. Антропологические остатки. Необычная охотничья специализация (охотники на белого медведя).
Янская стоянка
Якутия
Янская стоянка открыта нами в 2001 году и изучается по сей день непрерывно (25 лет). Это уникальный объект мирового культурного наследия, древнейший памятник археологии Арктики. Из него происходят объемные коллекции изделий из кости (иглы с ушком, шилья) и бивня мамонта (острия, «диадемы», браслеты, бусы, посуда), иные предметы из костеподобных материалов, свидетельства швейных технологий, технологий обработки бивня мамонта, сложного социального поведения. При раскопках обнаружены антропологические остатки (молочные зубы человека), по которым секвенирован древнейший геном населения Арктики.
Открытие на реке Яне
Открытие Янской стоянки состоялось в 2001 году усилиями небольшой поисковой группы, совершившей разведочный выезд на точку, в которой был случайно обнаружен археологический материал (на следующем рисунке с наконечниками — изображение 1).
Это уникальный предмет из рога шерстистого носорога, так называемый «форешафт» — удлинитель древка копья в боевой части, к которому крепили собственно острие. Подобная технология охоты широко известна в североамериканской культуре Кловис, но она гораздо моложе янской находки — всего около 12 000 лет назад, янские — 32 000 лет назад.
Этот носорожий форешафт нашел местный житель Михаил Дешцерэн, в те годы учитель в средней школе поселка Казачье. В течение нескольких часов был собран довольно большой объем материала (изделия из камня, отщепы, осколки, фаунистические остатки), который четко указывал на деятельность человека в прошлом, следы которой и были обнаружены. Его источник, однако, обнаружен не был.
В 2002 году, в сентябре, после окончания работ на островах Новосибирского архипелага, мы направились в низовья реки Яны с целью продолжения поисков. В результате была открыта Янская стоянка — комплекс палеолитических стоянок, приуроченных к левому берегу реки Яна.
Произошел уникальный случай в истории мировой археологии — культурный слой был обнаружен НАД головами исследователей, в кровле эрозионной ниши, образовавшейся во время внутрисезонного паводка (подъем воды во время высоких паводков почти достигает уровня культуросодержащего слоя, который залегает в теле террасы на высоте 7,5 м над меженным урезом).
Результаты работ были опубликованы в журнале Science, одном из наиболее авторитетных изданий мира, и сразу же вызвали большой интерес в научном сообществе, в том числе потому, что эти находки резко углубили хронологическую границу летописи пребывания человека в арктической Восточной Сибири (подобные данные исключительно актуальны для изучения проблематики расселения человека в Новый Свет).
Мне кажется, что оба этих памятника достойно выглядят в ряду наиболее интересных памятников Сибири, значимых для постижения ее древней истории.
Продолжение следует