С начала марта Booking.com, а также сервисы Agoda и Airbnb перестали сотрудничать с российскими отелями. «Вокруг света» спросил эксперта, чем это обернется для объектов размещения и обычных туристов.
Перестройка будет непростой
— Практически единовременный уход с рынка ряда крупных иностранных компаний поверг в шок большое количество средств размещения, — признается руководитель отдела по работе с отелями национальной системы бронирования Bronevik.com Марина Гончарова. — Сейчас на рынке наблюдаются определенный хаос и неразбериха. Объекты размещения в срочном порядке кинулись искать альтернативные ушедшим каналам продвижения. Более того, многие из этих объектов привыкли работать исключительно с Booking.com, перестройка на работу с российскими площадками дается им нелегко.
На российском рынке сегодня нет одной полноценной замены, которая бы обеспечивала достаточной загрузкой квартиры, апартаменты, гостевые дома, коттеджи и другие объекты, считает эксперт. Поэтому им приходится подключаться к нескольким системам бронирования одновременно. И такая ситуация продлится еще какое-то время.
Трудности выбора
— Со стороны пользователей сейчас примерно такая же картина, — констатирует Гончарова. — Когда много лет используешь какой-то ресурс для конкретных целей, и он удобен, понятен и выгоден, не задаешься вопросом о других источниках. Поэтому определенная паника присутствует: куда теперь податься? Но на российском рынке есть различные сервисы бронирования, которые так или иначе этого пользователя привлекут, его предпочтения окажутся удовлетворены.
Пользователь найдет свой новый Booking или будет использовать несколько сервисов, в том числе и собственные сайты отелей, считает эксперт.
Борьба за клиента
— Любые сложности должны восприниматься как возможности. И от большего количества игроков такие возможности действительно появились, в первую очередь, у самих объектов размещения, — объясняет Гончарова. — Об этом свидетельствуют цифры по распределению объемов бронирования, и которые показывают, что доля прямых бронирований (на сайте отеля) превышает долю бронирований, получаемых отелями от онлайн-тревел-агентств. Соответственно, не так важно, большой ты отель или маленький, а вопрос в том, насколько сайт объекта отвечает требованиям пользователя, насколько он удобен и адаптирован, занимаются ли его продвижением.
По мнению эксперта, и туркомпании, и операторы, и системы бронирования сейчас получили шанс проявить себя в отношениях с пользователем, началась гонка за лучшее предложение по количеству вариантов, географии охвата, удобству сервиса, ценовой политике.
Дороже не станет
— Стоимость услуг определял не Booking, а сами объекты размещения. Они могли выбирать те или иные программы и предложения по снижению цен, исходя из собственного видения, — говорит Гончарова. — И другие платформы на рынке предлагают немало таких программ. Существуют программы лояльности, позволяющие копить баллы за бронирования и далее их реализовывать, кэшбек для пользователей, скидки, промокоды и многое другое. В стоимости услуг вряд ли что-то существенно поменяется, пользователю надо будет просто определить преимущества той или иной платформы лично для себя, и это не всегда может быть именно ценник.