Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Кем была самая знаменитая русалка в мире из «Старбакс»?

Легенда о Мелюзине

19 апреля 20241
Кем была самая знаменитая русалка в мире из «Старбакс»?

Витраж в церкви Святого Сюльпиция, Париж

Источник:

GO69, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Первую версию истории о Мелюзине еще в конце XIV века поведал Жан д’Аррас, и до сих пор Мелюзина остается одной из самых известных сказочных русалок. В нашем сборнике приводится пересказ, выполненный Томасом Кейтли в XIX веке.

Средневековая романтическая история повествует о том, что Раймондин (в данном переводе — Раймонд), встретив у лесного источника Мелюзину, был очарован ее красотой. Раймонд женится на Мелюзине и нежно заботится о ней. Обнаружив у нее змеиный хвост, Раймонд испытывает не ужас, а глубокую печаль.

Подобно сиренам из «Одиссеи» Гомера, Мелюзину с ее змеиным хвостом изначально не ассоциируют с русалками. Она фея, на которую наложено проклятье: каждую субботу Мелюзина становилась наполовину женщиной, наполовину змеей. Она тщательно скрывала свою тайну от Раймонда и вышла за него замуж при условии, что по субботам он не будет искать с ней встреч.

Кем была самая знаменитая русалка в мире из «Старбакс»?

«Великолепный часослов герцога Беррийского»: На заднем плане виден замок Лузиньян (Пуату), принадлежащий герцогу Беррийскому, который модернизировал его. Справа на картине, над башней Пуату, изображен крылатый дракон, олицетворяющий фею Мелюзину

Источник:

Limbourg brothers, Barthélemy d'Eyck, Public domain, via Wikimedia Commons

В сказке Мелюзина — девушка благородного происхождения, она одаривает Раймонда богатством и чудесным образом воздвигает ему замок. Когда Раймонд нарушает свое обещание, Мелюзина тут же улетает прочь, обратившись в дракона или крылатую змею, однако впоследствии она является своим потомкам, и призрак Мелюзины бродит по замку.

В некоторых народных и литературных сказках о Мелюзине супруг сразу же отрекается от нее, видя в ней демона, но д’Аррас допускает возможность существования между супругами более сложных отношений, поскольку описывает Мелюзину как прекрасную жену и мать, а ее змеиный хвост интерпретируется как результат проклятия.

Благодаря хвосту Мелюзины эту историю можно отнести к категории историй о русалках, повествующих о жизни водных созданий в мире людей. Другие жены-оборотни, такие как селки, выходя замуж, обретают человеческое тело, но Мелюзина по субботам продолжает менять свой облик. Она не пленница, заключившая соглашение с мужем.

Более того, ее гибридные признаки со временем трансформируются: на иллюстрациях драконий или змеиный хвост Мелюзины постепенно превращается в хвост русалки, а затем в два рыбьих хвоста. Этот переход от полуженщины-полузмеи к русалке объясняется тем, что д’Аррас поместил Мелюзину около воды — сначала она появляется возле родника, а затем в ванне; кроме того, у змей и драконов, как и у рыб, имеется чешуя.

С точки зрения христианской религии подобная трансформация придает образу Мелюзины позитивную коннотацию, ибо вода и рыба считаются символом искупления, тогда как драконы остаются демоническим воплощением. В начале XIX века один из вариантов этой истории стал национальным мифом об основании Люксембурга — двухвостая Мелюзина фигурирует в нем вместе с прародителем нации Зигфридом в роли Раймондина.

Как-то раз король Албы* Элинас, чтобы отвлечься от печали по умершей жене, отправился на охоту. Преследуя добычу, он остановился у родника напиться воды: король услышал женский голос, распевавший песню, а подойдя к источнику, увидел прекрасную фею Прессину.
* Название единого королевства скоттов и пиктов в IX–XI вв., одно из древнейших государств Северной Европы. С XI в. название Алба вытесняется названием Шотландия. Прим. ред.

Через некоторое время фея Прессина согласилась выйти замуж за короля, но поставила ему условие: он не должен входить к ней в покои во время родов. И вот у них родились три дочери: Мелюзина, Мелиор и Палатина. Сын короля от первого брака, Натас, поспешил к отцу с радостной вестью, и король, недолго думая, вбежал в покои королевы, которая купала дочерей. При виде короля Прессина закричала, что он нарушил свое обещание и теперь она его покинет; и фея исчезла вместе с дочерьми.

Фея Прессина улетела на Затерянный остров*, получивший такое название потому, что даже те, кто не раз бывал на острове, могли отыскать его только по счастливой случайности. Здесь она растила своих дочерей и каждое утро водила их на высокую гору, с которой открывался вид на Албу.
* Кефалония (остров в Греции).

Кем была самая знаменитая русалка в мире из «Старбакс»?

Двухвостая сирена. Бронзовая фигурка. Италия, ок. 1600 г.

Источник:

из книги Кристины Баккилега «Мифы о русалках»

Фея рассказывала дочерям, что, если бы их отец сдержал свое слово, они жили бы счастливо на той далекой земле. Когда дочерям исполнилось пятнадцать лет, Мелюзина спросила у матери, в чем именно провинился их отец. Узнав подробности, Мелюзина задумала отомстить отцу. Она подговорила сестер, и они отправилась в Албу. Там с помощью своих чар они захватили все богатства отца, а самого короля Элинаса заточили в горе под названием Бранделуа.

Но когда дочери признались матери в том, что они натворили, фея Прессина решила наказать их за бессердечный поступок. Она обрекла Мелюзину по субботам превращаться в змею ниже талии до тех пор, пока та не выйдет замуж за мужчину, который пообещает не искать с ней встреч по субботам и сдержит свое слово.

Двух других дочерей фея тоже наказала, хотя и не столь сурово. Мелюзина отправилась бродить по свету в поисках мужчины, который избавит ее от материнского проклятия. Она миновала Шварцвальд и Арденны* и наконец добралась до леса Коломбье в Пуату**, где все местные феи явились к ней и провозгласили ее своей королевой.

* Шварцвальд — горный массив на юго-западе Германии, Арденны — возвышенность на западе Европы (юг Бельгии, Франция, Люксембург), продолжение Рейнских сланцевых гор. Прим. ред.
** Историческая область на западе Франции. Прим. ред.

Как-то ночью Раймонд бродил по лесу Коломбье после того, как вместо кабана нечаянно убил своего дядю графа — Раймонд всего лишь на мгновение отвел взгляд от копья, предназначенного поразить кабана. Он подошел к роднику у подножия высокой скалы. Люди прозвали источник родником Жаждущих или родником Фей, потому что здесь происходило много чудес.

Когда Раймонд приблизился к источнику, он увидел при свете луны трех отдыхавших девушек, и главной среди них была Мелюзина. Ее красота и приятные манеры покорили сердце Раймонда. Мелюзина утешила Раймонда, пообещав скрыть его преступление, и согласилась выйти за него замуж при одном условии: он никогда не будет искать с ней встреч по субботам.

Мелюзина предупредила Раймонда, что, если он нарушит свою клятву, незамедлительно последует расставание и на их головы посыплются бесчисленные несчастья. Она пожертвовала свои огромные богатства на возведение замка Лузиньян для Раймонда недалеко от родника Жаждущих, где они встретились. Она построила и другие замки: Ла-Рошель, Клуатр-Малье, Мерсан.

И все же безжалостной судьбой Мелюзине было предопределено одиночество. Брак с Раймондом оказался несчастливым, и дети от заколдованной матери рождались с уродствами; но красота Мелюзины по-прежнему пленяла взгляд и очаровывала сердце Раймонда, и любовь его не ослабевала.

Кем была самая знаменитая русалка в мире из «Старбакс»?

«Мелюзина». Картина Юлиуса Губнера, 1844 г.

Источник:

Julius Hübner, Public domain, via Wikimedia Commons

Судьба вновь и вновь строила козни Мелюзине. Двоюродный брат Раймонда пробудил в душе графа чувство ревности. Граф превратно истолковал причины субботнего уединения своей жены и решил тайно укрыться в покоях Мелюзины, чтобы проследить за ней. Он спрятался и собственными глазами узрел, как прелестные формы Мелюзины завершались книзу змеиным хвостом серо-голубого цвета с белыми вкраплениями.

Но не ужас охватил графа, а безмерная тоска оттого, что он нарушил клятву и может навсегда потерять свою прекрасную супругу. Это несчастье случилось не сразу, а лишь после того, как его сын Жоффруа Большой Зуб, прозванный так потому, что бивень кабана торчал у него изо рта, сжег своего брата Фреймунда вместе с аббатом и сотней монахов в аббатстве Маллье, где тот в это время находился.

Мелюзина пришла к убитому горем Раймонду, чтобы утешить его, а он перед всеми сопровождавшими ее придворными закричал: «Прочь от меня, зловредная змея и ненавистная гадина! Ты стала проклятьем моего рода!»

Все прежние страхи Мелюзины сбылись, и несчастья посыпались на них градом. Услышав упреки мужа, Мелюзина лишилась чувств. Но придя в себя, преисполненная отчаяния, она поведала Раймонду, что покидает его навеки и отныне дух ее будет парить над землей в муках и боли вплоть до самого Судного дня. И лишь тогда, когда в Лузиньяне придет время умереть одному из ее потомков, будет она обретать видимый образ.

Вот что сказала она на прощание:
«Одну только вещь скажу я тебе: и ты, и твои потомки на протяжении века будут знать, что в тот год, когда увидят меня парящей над славным замком Лузиньян, новый хозяин замка придет на смену прежнему. А тот, кто в воздухе меня не замечает, сможет встретить меня у родника Жаждущих, особенно в пятницу накануне дня, в который суждено умереть хозяину замка; и так будет до тех пор, пока замок процветает в чести и славе».

И, горько плача и причитая, Мелюзина покинула замок Лузиньян и превратилась в призрак ночи*.
* Уходя, она оставила след своей ноги на камне одного из окон, где отпечаток можно было увидеть до тех пор, пока замок не был разрушен.

А Раймонд стал отшельником и умер на горе Монсеррат.

Отрывок из книги Кристины Баккилега, Мари Алохалани Браун «Мифы о русалках. От сирен и Мелюзины до нингё и Ариэль». М.: Издательство Манн, Иванов и Фербер (МИФ), 2024.

Читайте книгу целиком

Русалки и другие мифические существа, обитающие в воде, поражали воображение людей задолго до того, как Ариэль продала свой голос морской ведьме в диснеевской экранизации «Русалочки». Античные сирены и средневековая Мелюзина, шотландские селки и японские нингё, бесчисленные водяные духи со всех континентов — они многолики и неуловимы, как переливы морской воды под солнцем.

Авторы этой книги собрали десятки историй со всех концов света — от классических сюжетов до местных легенд, — чтобы показать, как образ русалок менялся с развитием мировой культуры и отражал ее важнейшие течения.

Читайте книгу целиком
Реклама. www.labirint.ru
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения