Портал Vokrugsveta.ru продолжает серию совместных публикаций с фондом Олега Дерипаска «

старший научный сотрудник отдела классической археологии Института археологии РАН
Страница на сайте ИА РАНЛегенда о служении Андрея Первозванного: бывал ли первый ученик Иисуса Христа в Причерноморье?
Согласно церковному преданию, первым с проповедью Евангелия в Причерноморье пришел апостол Андрей Первозванный. Самое раннее свидетельство о его служении в Скифии (это Северное Причерноморье от Дуная и Карпат до Дона) относится к первой половине IV века. Об этом говорил греческий историк церкви и богослов Евсевий Кесарийский.
В начале IX века монах одного из константинопольских монастырей Епифаний совершил путешествие по стопам Андрея Первозванного: прошел вдоль побережья Черного моря и в том числе посетил город Боспор (современная Керчь). По пути он собирал местные предания об апостоле и, соединив их с более ранними литературными свидетельствами, составил его житие.
Однако еще Николай Карамзин в «Истории государства Российского» отмечал, что «люди знающие сомневаются в истине сего Андреева путешествия». Действительно, до сих пор не обнаружено никаких свидетельств столь раннего проникновения христианства на берега Керченского пролива. Первые христиане появились здесь только в конце III века.
Предполагается, что прибыли они из Малой Азии, где христианство уже во II веке получило широкое распространение. В 113 году римский ученый Плиний Младший в своём письме к императору Траяну рассказывает, что в провинции Понт было много христиан из трудящегося населения городов и сел: «Зараза этого суеверия прошла не только по городам, но и по деревням и поместьям…».
Пленники-проповедники: кем были первые христиане Северного Причерноморья
Попадали христиане на Северное Причерноморье не по собственной воле, а в качестве пленных, которых привозили готы, возвращаясь из своих пиратских набегов. Поселившись в тридцатые годы III века у северных берегов Меотиды (Азовское море), готы совершали отсюда походы на римские владения в Причерноморье, порой заходя далеко вглубь Малой Азии. Домой они привозили богатую добычу и многочисленных пленных, в том числе и христиан.
Среди них были и люди из клира, которые проповедовали среди готов и способствовали распространению христианства в Северном Причерноморье. Именно к периоду готских походов относятся первые зафиксированные в регионе признаки христианства.
К таким артефактам относятся несколько перстней с христианской символикой, найденных в погребениях некрополя у села Ново-Отрадного на берегу Казантипского залива, в Керчи и ее пригородах, а также в Феодосии.
В детском погребении поселения Золотое Восточное на Азовском побережье Керченского полуострова был найден бронзовый цилиндрик с вложенным в него лоскутком льна с греческой надписью III–IV веков: «Заклинаю вас Богом живым, всякий дух и призрак и всякий зверь отступит от души этой женщины».
Христианские участки на городских некрополях Боспора возникли в IV веке. Там было найдено около 20 надгробий, в том числе надгробная плита из известняка с надписью «Здесь лежит Евтропий. Радуйся» с датой смерти — 601 год Боспорской эры (304 год нашей эры) и небольшим изображением креста. Известно и имя одного из боспорских священнослужителей — дьякона Евсевия, указанное в надгробной надписи 437 года.
Первые храмы и епископы Боспора
Для богослужений в этот период христиане использовали главным образом погребальные сооружения, скорее всего, уже заброшенные. Например, Царский курган в Керчи — усыпальницу одного из представителей династии Спартокидов, правивших Боспорским царством в 438-109 годах до нашей эры.
Однако специально построенный христианский храм в IV веке в Боспоре, по-видимому, уже был, так как к 325 году существовала Боспорская епархия, глава которой, епископ Кадм, участвовал в Первом Вселенском соборе в Никее.
В 344 году боспорский епископ, имя которого не сохранилось, прибыл на собор в Никомедию, но погиб во время землетрясения, случившегося еще до начала встречи иерархов. Раннехристианский историк Созомен в своей Церковной истории упоминает о боспорском епископе, участвовавшем в Никомедийском соборе 358 года. Также известен боспорский епископ Евдоксий, который в середине V века принимал участие в Константинопольских соборах 448 и 459 годов, а также во Втором Эфесском соборе 449 года.
Первый известный официальный документ с изображением крестов датируется 483 годом. Это надпись в честь Тиберия Юлия Диптуна.
Как Византия утверждала христианство на Боспоре
В IV–V веках распространение христианства в Боспорском царстве происходило главным образом благодаря деятельности миссионеров. Число приверженцев христианства было невелико, а языческие верования были еще довольно сильны.
Даже в начале VI века на Боспоре еще стояли идолы из серебра и электра. Попытка их уничтожения крещеным в Константинополе предводителем гуннов Гродом вызвала восстание, в результате которого Грод был убит, а прибывший с ним византийский гарнизон — уничтожен.
Для подавления восстания Юстиниан отправил на Боспор войска, установил там римское правление и принялся за массовое распространение христианства. По обе стороны Керченского пролива возводятся христианские базилики. Известно о существовании как минимум двух в Керчи. Трехнефная базилика обнаружена в Тиритаке. Предполагают существование базилики в поселении Зеленый Мыс (современное название античного поселения), которое находилось в 6,5 километрах к западу от мыса Зюк на севере Крыма и погибло в 570–580 годах.
О ранневизантийской базилике в Гермонассе свидетельствуют находки в Тамани и ее окрестностях: это колонны и мраморные капители VI века, а также фрагмент каменного рельефа V–VI веков с изображением ангела с нимбом, крыльями и платом в руках.
Христианский храм был в крепости у поселка Ильич на Таманском полуострове, где размещался византийский гарнизон. В доме начальника гарнизона на стене сохранились остатки сгоревшего деревянного креста, а в одном из помещений казарм открыта молельня с основанием для стола — аналоя, нишей в стене над ним и изображением руки в благословляющем жесте. Там же найден нагрудный крест (такие называют энколпионами) сирийского производства VI века.
Следы христианской веры в Фанагории
В это же время была учреждена и епископская кафедра в Фанагории, одной из двух столиц Боспорского царства. Подпись фанагорийского епископа Иоанна стоит под документами Константинопольского собора 518 года. Однако количество известных к настоящему моменту христианских памятников, найденных на территории Фанагории, крайне незначительно.
Среди них — несколько надгробий, в том числе известняковая стела с вырезанным на ней крестом и греческой надписью IV–V веков: «Господи, помоги Феодоту», случайно найденная в районе Западного некрополя, где, возможно, располагалось христианское кладбище.
О наличии храма в Фанагории свидетельствуют лишь две находки. Первая — бронзовый крест, который составлял часть одной из цепочек, с помощью которых к поликанделону или кронштейну подвешивались лампады.
Вторая — фрагмент мраморной чаши с массивным выступами-ручками и вырезанным крестом. Чаша предназначалась для освященной воды, которой омывали руки перед входом в храм.
В середине VI века Фанагория была разрушена. Тогда же погиб храм и прекратила существование Фанагорийская епархия.
Фанагорийская археологическая экспедиция
Древний город Фанагория просуществовал более 1500 лет и был столицей азиатской части Боспорского царства, древнейшего государственного образования на территории России. На сегодня это крупнейший в стране античный памятник.
Археологические исследования в Фанагории осуществляют совместно Институт археологии Российской академии наук и Государственный историко-археологический музей-заповедник
Среди самых выдающихся находок Фанагорийской экспедиции — дворец царя Митридата VI, два древнегреческих храма и затонувший античный корабль. Находки хранятся в музее-заповеднике «Фанагория»,
Ранее ведущий научный сотрудник отдела классической археологии Института археологии РАН Алексей Завойкин рассказал, как синдская царица Тиргатао сбежала из темницы, куда заточил ее муж, и начала мстить.