Кто из нас не мечтал оказаться на далеком тропическом острове, где «лето круглый год», на пальмах растут кокосовые орехи, а теплый океан, полный снующих среди кораллов ярких рыбок, ласково поглаживает прибоем белоснежный песок? Корреспондент Vokrugsveta.ru отправился на Мальдивы, чтобы узнать, может ли эта фантазия стать реальностью и какими усилиями достигается такая идиллия.
Бело-оранжевый гидросамолет легко отрывается от воды у побережья острова Хулуле, на котором находится мальдивский международный аэропорт Велана, и берет курс на юго-запад. Примерно через 40 минут воздушная маршрутка аккуратно садится возле маленького островка, покрытого пальмами. Судя по координатам, до экватора отсюда остается всего 330 километров.
На берег вновь прибывших доставляет катер, а на пирсе их встречает целая делегация. Усталые после долгой дороги гости получают по треугольному кулону из затейливо свернутых пальмовых листьев.
— Добро пожаловать в Angsana Velavaru!
География и лингвистика
Расположенная в Индийском океане Мальдивская республика — самое маленькое государство в Азии, его площадь составляет всего лишь около 300 км2. Страна с населением более 500 тыс. человек занимает цепочку из 26 атоллов, которая тянется с севера на юг почти на 900 километров, пересекая экватор.
Примечательно, что само слово «атолл», которым называют кольцеобразный коралловый остров или мини-архипелаг с лагуной, происходит от слова atholhu, которое переводится с мальдивского языка дивехи как «ладонь». В обиход этот термин ввел в XIX веке Чарлз Дарвин в своем труде «Строение и распределение коралловых рифов». В этой монографии ученый сформулировал теорию, согласно которой атоллы формируются на месте вулканических островов, скрывшихся под водой в результате эрозии и повышения уровня Мирового океана.
Хотя дивехи является официальным языком Мальдив, его северные и южные диалекты заметно отличаются друг от друга, так что порой жителям разных атоллов проще достичь понимания, перейдя на английский.
Остров-отель
Велавару («Остров черепах») входит в состав атолла Даалу (Южный Ниланде). Еще 30 лет назад островок длиной 500 и шириной 200 метров был необитаем — жители более крупных соседних островов приплывали сюда, чтобы собрать созревшие кокосовые орехи. Все изменилось, когда на Мальдивах начался туристический бум.
В 1996-м на Велавару открылся отель, принадлежавший мальдивской компании. Возможно, он работал бы по сей день, если бы не разрушительное цунами 2004 года, которое докатилось и до Мальдив. 26 декабря Велавару на несколько минут скрылся под трехметровым слоем воды. Инфраструктура частично пережила удар стихии, но после реновации отель был продан новым владельцам, а в 2006-м обрел свое нынешнее название — Angsana Velavaru.
Сегодня на острове расположены 79 вилл, а еще 34 виллы на сваях, предназначенные для любителей максимального уединения, стоят на вытянутой отмели примерно в километре от Велавару.
— В отеле работают 240 человек (примерно столько же гостей отель способен принять. — Прим. авт.), почти три четверти из них — местные жители. Мы стараемся нанимать больше женщин с окрестных островов, предлагая им достойную зарплату и хорошие условия труда, — рассказывает генеральный менеджер отеля Ахмед Захир.
Оставшуюся долю персонала составляют представители дюжины стран, включая Филиппины, Индию, Бангладеш, Китай и Марокко. Между собой сотрудники в основном общаются на английском языке.
Остров-отель существует на относительном самообеспечении. Электричество вырабатывают дизельные генераторы и установленные на крышах построек солнечные панели — в перспективе на них должно прийтись около 40% всей генерации энергии на Велавару. Источников воды на острове нет, поэтому существенная доля потребляемого отелем электричества уходит на работу опреснительной системы: из 10 литров океанской воды можно получить литр пресной.
— Три основные статьи нашего импорта — это топливо, еда и туристы, — полушутливо говорит исполнительный директор Angsana Velavaru Нил Фёрман.
Жизнь среди кораллов
Мальдивы идеально подходят для знакомства с устройством и обитателями коралловых рифов. Например, на Велавару стайки мелких пестрых рыбок проворно снуют среди фрагментарных остатков прежних кораллов в ярко-бирюзовой воде мелкой лагуны. Нередко в эту внутреннюю зону рифа заплывают в поисках пищи безобидные детеныши акул и скаты.
Увидеть живые кораллы во всей их завораживающей красе можно во время ежедневного снорклинга у внешней границы рифа, где океанское дно резко уходит вниз. Облачившись в ласты и маску с трубкой (желающим вдобавок выдается спасательный жилет) и отплыв от катера, можно насладиться невероятным зрелищем подводных джунглей.
Кроме знакомых по прибрежной зоне рыбок, здесь встречаются рыбы покрупнее, те же скаты, осьминоги и морские черепахи. Последних у берегов Велавару сегодня не так много, так что встреча с ними во время снорклинга считается настоящим везением. Нам везет: гид и штатный морской биолог отеля Адлан Бакти показывает на черепаху и ныряет, чтобы снять ее поближе.
Вставать на кораллы, трогать их, ломать и тем более вывозить с Мальдив запрещено
Индонезиец Адлан работает в Angsana Velavaru уже два года. В его обязанности, помимо сопровождения туристов во время снорклинга, входит мониторинг состояния кораллов. Они, увы, находятся не в лучшей форме — в 2024-м «здоровье» мальдивских кораллов подкосили отголоски прошлогоднего Эль-Ниньо в Тихом океане. Повышение температуры воды приводит к обесцвечиванию кораллов — белоснежные полипы выделяются на фоне разноцветных сородичей.
— Цвет кораллам придает симбиоз с зооксантеллами (динофитовыми водорослями. — Прим. авт.), которые обеспечивают полипам до 90% питания за счет фотосинтеза, получая взамен полезные органические соединения, — объясняет Адлан во время вечерней лекции. — Обесцвечивание случается, когда в более теплой воде водоросли начинают вырабатывать активные формы кислорода, вредные для полипов, и те изгоняют своих «жильцов», лишаясь окраски и питания.
Сами кораллы при этом испытывают серьезный стресс, но не умирают — как только вода станет немного прохладнее их обнаженные известковые скелеты вновь покроются водорослями за несколько месяцев. Но если в случае Эль-Ниньо обесцвечивание носит временный характер, то глобальное потепление грозит уничтожить практически все рифы на Земле.
Климат и кухня
В мусонном климате Мальдивских островов друг друга сменяют сухой и влажный сезоны, наступающие в ноябре и мае соответственно. При этом температура на архипелаге круглый год колеблется около 28-29 °C. Более подходящим для туризма считается сухой сезон с относительно низкой влажностью и меньшим количеством осадков.
Что же касается местной кухни, то главными ингредиентами традиционных мальдивских блюд являются кокосы и тунец — основные источники пищи местных жителей на протяжении веков. Постепенно островитяне переняли некоторые рецепты у соседей: индийцев, ланкийцев, индонезийцев, но с поправкой на религиозные ограничения — с XII века на Мальдивах исповедуют ислам.
Удержаться на плаву
Мальдивы и впрямь близки к образу идеального острова мечты, где, пребывая в состоянии счастья, остается только жевать кокосы и есть бананы. Но, разумеется, эта идиллия хрупка даже на крохотном и во многом образцово-показательном Велавару. Из-за меняющихся ветров и течений остров немного «блуждает» — чтобы удержать его на месте владельцам отеля приходится перекачивать песок с морского дна для восстановления подмываемого берега.
Глобальное потепление грозит не только местным рифам, но и всей стране — согласно самым мрачным прогнозам, значительная часть Мальдивских островов может уйти под воду через несколько десятилетий.
Обитателям маленького островного государства сложно предотвратить кажущийся неизбежным исход, но сократить наносимый природе вред на локальном уровне вполне по силам — загрязнение океана уничтожает рифовые экосистемы не хуже потепления. Отель на Велавару старается подавать пример всему атоллу: на острове не пользуются пластиковой тарой, стараются перерабатывать отходы. Адлан Бакти и его коллеги не только следят за окружающими остров кораллами, но и регулярно высаживают новые на специальных металлических рамках. Кладки морских черепах, которые приплывают на остров, чтобы отложить яйца, огораживаются и охраняются.
Большое внимание уделяется экологическому ликбезу среди персонала и жителей окрестных островов, включая молодое поколение.
— Я занимаюсь охраной окружающей среды 15 лет. Самое сложное — объяснить людям, как важно беречь природу, — сетует Адлан. — На прошлой работе у меня ушло 5 лет, чтобы объяснить жителям деревни в Индонезии, почему им нельзя охотиться на морских черепах. Мне приходилось сталкиваться с прямыми угрозами, но в итоге удалось достичь результата. Это приносит большое удовлетворение.
Сегодня отель среди прочего патронирует школу на расположенном в 30 километрах от Велавару острове Мааенбуду. Возможно, ее будущие выпускники станут более ответственно относиться к состоянию своего «заднего двора», который явно нуждается в уборке.
* * *
Поздним вечером последнего дня в Angsana Velavaru я бреду по пляжу и смотрю на ясное небо — кажется, столько звезд над головой мне доводилось видеть до сих пор только высоко в горах. Краем глаза замечаю, что одна звездочка падает — самое время загадать желание. Остаться на крошечном острове посреди Индийского океана? Пожалуй, нет. Я загадываю, чтобы этот балансирующий на тонкой грани филиал рая подольше оставался столь же волшебным местом. И когда-нибудь сюда вернуться.
ОРИЕНТИРОВКА НА МЕСТНОСТИ
Атолл Даалу (Южный Ниланде), Мальдивы
Площадь атолла Даалу 53 км²
Население ~ 5 300 чел.
РАССТОЯНИЕ от Москвы до острова Велавару ~ 6650 км (от 8,5 часа в полете до столицы Мальдив Мале, далее 40 минут на гидросамолете)
ВРЕМЯ опережает московское на 2 часа
ВИЗА не требуется на срок пребывания до 90 дней, перед прибытием и возвращением туристам нужно заполнить онлайн-анкету
ВАЛЮТА мальдивская руфия (100 MVR ~ 6,5 USD)
Видео: Adlan Fadhlan Bakti
Редакция благодарит отель Angsana Velavaru за возможность больше узнать о коралловых рифах и их обитателях, а также ненадолго укрыться от внешнего мира в тишине и покое