Василий Суриков по праву считается выдающимся мастером исторического жанра. Именно благодаря его работам в сознании у многих сформировались образы событий и людей, влиявших на судьбу России. Судьба самого художника складывалась непросто, но Сурикову удавалось преодолевать ее крутые повороты.
Красноярский самородок
Василий Иванович Суриков появился на свет 24 января (по н. ст.) 1848 года в Красноярске. Его отец Иван Васильевич происходил из старинного казачьего рода, служил губернским регистратором. Мать будущего художника Прасковья Федоровна была потомственной казачкой. Она занималась вышивкой бисером, кружевоплетением, хорошо пела и обладала замечательным художественным вкусом, который стремилась передать детям. Семья Суриковых жила дружно, но в 1859 году глава семейства ушел из жизни, и Прасковья Федоровна, оставшись с двумя сыновьями и дочерью, вынуждена была сдавать комнаты и брать различные подработки, чтобы прокормить семью.
С 1858 года Василий учился в Красноярском уездном училище, где постигал азы живописи под руководством Николая Гребнева, о котором в дальнейшем Суриков вспоминал как об одном из самых лучших своих наставников. Гребнев, разглядев в ученике талант, опекал его и после того как тот окончил учебу и стал служить канцеляристом в Губернском управлении.
Одновременно со службой Суриков давал уроки рисования дочери енисейского губернатора Павла Замятнина. Тот обратил внимание на неординарные способности Василия Сурикова и направил ходатайство о его приеме в Императорскую Академию художеств. Приложенные работы Сурикова произвели впечатление на руководство Академии — красноярского художника согласились принять, но без назначения стипендии. Оплатить проживание талантливого земляка на время учебы вызвался купец-золотопромышленник Петр Кузнецов. Так, в конце 1868 года Суриков с обозом Кузнецова отправился покорять Санкт-Петербург.
Однако по прибытии в столицу выяснилось, что в Академию его не приняли. Сурикову пришлось несколько месяцев оттачивать свои навыки в рисовальной школе петербургского Общества поощрения художеств, и только после этого он смог попасть в Академию в качестве вольнослушателя. Василий Суриков упорно трудился и всего за год освоил трехлетнюю академическую программу, — в 1870-м ему удалось стать полноправным учеником Академии. В том же году Суриков впервые участвовал в крупной выставке с работой «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге».
Помимо занятий в классах, художник усердно занимался самообразованием, выполнял зарисовки на улицах, особое внимание уделял акварелям, которые составили значительную часть его творческого наследия. Но колоссальные нагрузки сказались на здоровье Сурикова. В 1873 году он ненадолго приехал в Красноярск, повидался с родными, немного подлечился и снова вернулся к учебе.
Среди его педагогов было много мастеров, но особое влияние на Василия Сурикова оказал Павел Чистяков, побуждавший учеников к творческому развитию и выходу за рамки старой академической школы. Прислушиваясь к Чистякову, Суриков написал свою первую историческую картину «Княжий суд», а затем работы на библейские темы: «Пир Валтасара» и «Милосердный самарянин». В процессе работы над полотнами художник изучал исторические источники и тщательно прорабатывал детали, стремясь к достоверности своих картин.
Произведения Сурикова, созданные во время учебы в Академии, были отмечены наградами и получали лестные отзывы. В год выпуска (1875-й) Суриков был одним из главных претендентов на Большую золотую медаль Академии, которая давала право на заграничную командировку, но так и не получил ее за выпускную работу «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Вереники и проконсула Феста».
Московское вдохновение
Хотя Суриков остался без почетной награды, почитатели его таланта из числа профессоров Академии хлопотали о двухлетней заграничной командировке для художника и даже смогли добиться выделения средств на нее, но художник отказался от предложения. Вместо этого он в 1877 году перебрался в Москву, где принял участие в создании фресок для строившегося храма Христа Спасителя. За два года художник написал четыре фрески, посвященные Вселенским соборам. Эта работа помогла ему поправить финансовое положение.
В 1878-м живописец женился на Елизавете Шаре, которую встретил в Петербурге. Она обладала мягким покладистым характером и впоследствии подарила Сурикову двух дочерей. Молодожены поселились в маленькой квартире на Зубовском бульваре в Москве. Несмотря на тесноту, художник был счастлив — Москва с ее богатой историей вдохновляла Сурикова на творчество.
Именно тогда Василий Суриков принялся за создание полотна «Утро стрелецкой казни». «И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души… И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина», — вспоминал впоследствии художник.
В 1880 году Суриков слег с воспалением легких и всё лето вынужден был лечиться в Самарской губернии. Тем не менее в 1881 году картина была закончена и показана на выставке Товарищества передвижных художественных выставок, после чего Суриков стал активным участником этого творческого объединения. Полотно «Утро стрелецкой казни» приобрел для своей коллекции меценат Павел Третьяков.
Затем Василий Иванович начал писать картину «Меншиков в Берёзове». Идея взяться за нее родилась у художника спонтанно. «Я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской. Лето дождливое было. Изба тесная, потолок низкий. Дождь идет, и работать нельзя. Скучно. И стал я вспоминать: кто же это вот точно так же в избе сидел. И вдруг… Меншиков… сразу все пришло — всю композицию целиком увидел. Только не знал еще, как княжну посажу», — делился Суриков воспоминаниями с Максимилианом Волошиным в 1913 году. Именно благодаря заметкам поэта, сделанным во время этих бесед, до нас дошли многие факты из биографии Василия Сурикова.
Публика увидела новое творение мастера на XI выставке передвижников в 1883 году. Третьяков тут же приобрел полотно. На вырученные деньги Суриков отправился с семьей в заграничную поездку — в Европе художник провел несколько месяцев, посетив за это время Париж, Милан, Флоренцию, Рим, Неаполь, Венецию и Вену.
По возвращении в Москву Суриков взялся писать картину «Боярыня Морозова». Полотно было завершено в 1887 году и выставлялось на XV выставке передвижников, после чего пополнило коллекцию Павла Третьякова — меценат купил картину за 25 тысяч рублей.
«Суриков создал теперь такую картину, которая, по-моему, есть первая из всех наших картин на сюжеты русской истории. Выше и дальше этой картины и наше искусство, то которое берет задачей изображение старой русской истории, не ходило еще», — писал о «Боярыне Морозовой» критик Владимир Стасов.
Исцеление Сибирью
В 1887 году Василий Суриков вместе с женой и дочерями Ольгой и Еленой отправился в родной Красноярск навестить родных. Это путешествие, особенно обратная дорога, подорвало и без того хрупкое здоровье Елизаветы Суриковой, которой к тому же не удалось найти общий язык со свекровью. Вскоре после возвращения в Москву она слегла, а в апреле 1888 года скончалась от порока сердца. «Вот, Саша, жизнь моя надломлена; что будет дальше, и представить себе не могу», — писал потрясенный Суриков своему брату.
Художник очень тяжело переживал смерть жены. Суриков впал в депрессию, перестал интересоваться искусством. В 1889 году в поисках утешения он вместе с дочерями уехал в Красноярск. Родная земля и поддержка родственников вернули его к творческой жизни — с подачи брата Александра Василий Суриков начал работать над картиной «Взятие снежного городка», которую закончил уже в Москве в 1891 году. Поездка буквально исцелила Сурикова. «Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез», — сказал он в разговоре с Волошиным много лет спустя.
Будучи на родине Суриков задумал написать новое большое историческое полотно. Работа над ним растянулась на несколько лет, которые художник потратил на поиски натуры и зарисовке. Только в 1895 году Василий Суриков, ставший к тому времени действительным членом Академии художеств, представил на суд публики картину «Покорение Сибири Ермаком». Для него, потомка казаков, в ней было много личного.
В 1899 году Суриков написал картину «Переход Суворова через Альпы». Пейзажные зарисовки для нее он делал с натуры во время поездки в Швейцарию в 1897-м. Полотно, изображающее драматический эпизод из жизни прославленного полководца, приобрел император Николай II. Следом художник взялся за еще одно давно задуманное полотно — картина «Степан Разин» была закончена в 1906 году.
Вскоре Суриков вышел из Товарищества передвижных художественных выставок, полагая, что оно исчерпало себя, и вступил в Союз русских художников. Под эгидой этого объединения он демонстрировал несколько своих поздних работ, включая «Посещение царевной женского монастыря», «Благовещение» и другие. Неоконченной осталась картина «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами», эскизы к которой Суриков делал в 1915 году.
В ночь на 19 марта (по н. ст.) 1916 года мастер русской исторической живописи Василий Суриков скончался в московской гостинице «Дрезден» от обострившейся болезни сердца. Его похоронили на Ваганьковском кладбище рядом с супругой.
Работы художника сегодня хранятся в музеях по всей России, а большинство самых известных полотен представлены в коллекции Третьяковской галереи в Москве. На родине мастера, в Красноярске, работает Музей-усадьба Василия Сурикова. Имя мастера исторической живописи носят Московский художественный институт, улицы во многих городах России и за ее пределами и даже кратер на Меркурии.