Восток Московской области — край предпринимателей-самородков, построивших грандиозные промышленные империи, слава которых не меркнет по сей день. Vokrugsveta.ru вместе с проектом «
Дулевский фарфоровый завод: не только «розочки»
На Дулевском фарфоровом заводе по сей день выпускают нарядные сервизы, которые когда-то были, наверно, в каждом советском доме. Экскурсия на это почтенное предприятие многим напоминает идиллическую пору детства, и даже те, кто вырос уже в новые времена, замечают интуитивно знакомые декоративные мотивы. Тем интереснее «дешифровать» этот почтенный культурный код и обнаружить в истории дулевского фарфора множество неизвестных широкой публике эпизодов, а в музее при заводе отыскать настоящие шедевры декоративно-прикладного искусства и множество любопытнейших редкостей.
Фарфоровое производство в окрестностях сел Ликино и Дулево основал в 1830-е годы происходивший из легендарной Гжели крестьянин-старообрядец Терентий Кузнецов. Как мы бы сейчас сказали, его бизнес-идея заключалась в создании массового фарфора — недорогого в изготовлении, но качественного, яркого и привлекательного. Именно здесь оформился узнаваемый стиль росписи — с броской розой в центре композиции, которую мастерицы из крестьянской среды могли наскоро изобразить без всяких кистей, просто окунув в краску палец и сделав несколько легких мазков.
Эти пухлые розаны — возможно, по распространенному среди рисовальщиц имени — получили прозвище «агашки» и стали одним из фирменных мотивов дулевской продукции. Впрочем, кроме доступной для народа простецкой посуды производили здесь и нарядную, обильно украшенную золотом утварь, которой не зазорно было сервировать купеческий стол — не случайно один из дулевских сервизов, правда, созданный уже в середине XX века, но в духе традиции, «выступил» на экране в фильме «Женитьба Бальзаминова».
Создавали тут и изысканные изделия не хуже фарфора знаменитых европейских фабрик, и даже приглашали для сотрудничества именитых художников — в том числе Михаила Врубеля. К концу XIX века это уже было основное предприятие обширного Товарищества Кузнецовых, на заводах которых выпускалась большая часть посуды в Российской империи, а в начале следующего столетия внук Терентия Кузнецова Матвей получил престижный статус поставщика царского двора.
В историческом зале музея при заводе отмечены все важнейшие достижения фарфористов. Тут и получившие призы на престижных выставках сервизы, и скульптура выдающихся мастеров разных лет — в частности, «Сокол» Алексея Сотникова, удостоенный медали на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году. Впоследствии этот сокол стал изображаться на клейме завода.
В подробностях эволюцию дулевского стиля можно изучить, переходя от витрины к витрине с бесценными экспонатами музея. Тут и броские графичные работы Петра Леонова, в 30-е годы вдохнувшего новую жизнь в «царское» предприятие, и вдохновленные природой тонкие росписи Владимира Яснецова, основателя целой династии дулевских мастеров, полная драмы скульптура Асты Бжезинской на сюжеты литературной и музыкальной классики и трогательные фарфоровые фигурки Евгении Гатиловой, и еще множество произведений замечательных художников и скульпторов, избравших для творчества довольно непростой, но очень выразительный материал.
В том, что фарфор покорится не каждому, можно убедиться на экскурсии по производству. Показывают все стадии процесса — от замеса фарфорового «теста», формовки и штамповки тарелок и блюд до отливки тонкостенных изделий, например, чашек, в специальных формах из жидкой шликерной массы, обжига, глазурования и, конечно, декорирования. Кстати, тут-то становится ясна разница между понятиями «живописец» и «художник»: художник творит, а живописец повторяет его работы — примерно как та, первая, Агафья покрывала ряды чашек миллионами одинаковых роз.
Дом культуры Мельникова: шедевр конструктивизма в глубинке и по-настоящему трогательный музей
Для рабочих фарфорового завода третьим домом — после собственного дома и родного предприятия — должен был стать клуб, где трудящиеся с пользой проводили бы весь свой досуг. И такой клуб был для них построен, причем со столичным размахом. Проект заказали архитектору Константину Мельникову, много строившему в Москве и впоследствии вошедшему в список крупнейших мировых архитекторов XX века. «Клуб фарфористов» в Ликино-Дулево — единственное его произведение подобного назначения, расположенное не в столице.
Рассказывают, что автор приезжал на открытие в санях, завернутый в шубу, — дело происходило в январе 1930 года. По традиции фарфористы расписали в подарок для архитектора блюдо — и по закону жанра нечаянно разбили накануне визита дорогого гостя. Пришлось делать дубликат — теперь он висит в Доме Мельникова в Москве.
Конструктивистское здание имеет в плане сложную форму, похожую на звезду — или даже, на взгляд самого Мельникова, на раскинувшего руки витрувианского человека Леонардо, того самого, который «мера всех вещей». В центре — зрительный зал, построенный с характерными для почерка Мельникова огромными окнами, во флигелях — зал спортивный и помещения классов, где нынче занимаются всевозможные кружки и студии. По винтовой лестнице можно выйти на крышу, чтобы полюбоваться соседней церковью Иоанна Богослова — покровителя искусств.
Дворец культуры Дулевского завода готовится к масштабной реконструкции, но посетить с экскурсией его можно и сегодня. Тем более что именно здесь базируется обаятельнейший музей «Чай с вареньем». Вырос он из проходящего в Ликино-Дулево летом гастрономического фестиваля «Вар-Варенье» и теперь в течение всего года предоставляет гостям города возможность провести чудесный час за чайным столом со сладостями.
Создатели музея называют его «трогательным» — в том смысле, что тут разрешается запросто брать в руки все экспонаты, перемешать большой ложкой булькающее на огне в медном тазу фруктовое варево или самостоятельно заварить ароматный чайный сбор. Гостям рассказывают о традициях приготовления варенья, а потом устраивают для них настоящий квест-дегустацию с завязанными глазами: угадать, из чего приготовлено то или иное лакомство, довольно трудно, а то и вовсе невозможно.
Казалось бы, эка невидаль — варенье! Но только если оно, как в этом необычном музее, не приготовлено по рецептам из книг XIX века или по секретным прописям местных хозяек. Варенье из клубники с розой, ревеня или тыквы — ради такого необычного гастрономического опыта вполне стоит совершить путешествие. Дополняют меню пышные, скрученные спиралью булочки, которые, конечно же, названы «агашками». Благодаря обаятельным хозяйкам музея обстановка за столом складывается настолько теплая и сердечная, что и правда берет за душу.
Орехово-Зуевский историко-краеведческий музей: биография Морозовых и футбольная слава
В краеведческом музее Орехово-Зуева ведут рассказ о том, как образовался город на границе Московской и Владимирской губерний (села Орехово и Зуево и местечко Никольское объединились только в 1917 году, но деление на эти районы сохраняется и поныне) и о том, каковы его главные культурные столпы.
Именно тут получится узнать в подробностях о династии Морозовых — о Савве Васильевиче Морозове, крестьянине-старообрядце из деревни Зуево, основавшем первую ткацкую мастерскую, о его сыне Тимофее Саввиче и внуке Викуле Саввиче, строивших в Никольском мануфактуры и расширявших производство, а также и о других членах семьи и отношениях между ними.
Уже в период руководства фабриками Саввы Тимофеевича Морозова здесь выпускалось более 50 наименований различных хлопчатобумажных тканей. А сами эти предприятия соревновались по объему производства и по количеству рабочих только с Санкт-Петербургом и Москвой. Бизнесмен и благотворитель не оставлял без внимания нужды своих рабочих.
О том, как он повышал качество их жизни, в музее поставлен целый спектакль театра теней: прекрасно оборудованная больница с примечательной архитектурой рубежа веков (кстати, ее можно увидеть и сегодня), Никольское начальное училище (все еще на месте), «Парк гуляний господ Морозовых» (нынешний парк Первого мая), два театра — Летний и Зимний (второй благополучно работает до сих пор).
Еще одному социально значимому начинанию в музее посвящен отдельный зал: тут было обустроено футбольное поле не хуже столичных, на котором местная футбольная команда «Клуб Спорта Орехова» принимала и иногородних, и даже иностранных соперников. Первый матч сыграли в 1887 году, раньше, чем в Санкт-Петербурге, поэтому у горожан есть основание считать свою родину еще и родиной отечественного футбола.
Местная команда четыре года подряд становилась чемпионом Московской футбольной лиги и одновременно обладателем «Кубка господина Роберта Фульды». Достичь профессионализма помогли англичане — из служащих морозовских заводов (сказывали даже, что при найме иностранных специалистов Морозовы отдавали преимущество тем, кто хорошо играл в эту новую для России игру).
Кстати, связь Орехово-Зуева с мировым футболом прослеживается и в зале, посвященном Дулевскому фарфору: оказывается, именно там делали маскотов-Забивак для Чемпионата мира по футболу — 2018. Богата экспозиция и другими свидетельствами нашей бурной истории — особенно много агитационного фарфора 1920-х.
А еще в краеведческом музее можно узнать, как жили рабочие в специально оборудованных для них казармах, как был устроен быт ореховских мещан, как пряли в стародавние времена, прежде чем изготовление тканей было поставлено на промышленные рельсы, какие спектакли ставили в театре и еще много любопытнейших сторон былой жизни Орехово-Зуева.
Рабочие кварталы: промышленная архитектура и новый стиль жизни
Две ветви обширного рода Морозовых обосновались в Орехово-Зуеве: потомки Викулы Елисеевича и Тимофея Саввича. В 1885 году рабочие, трудившиеся на предприятиях Тимофея Морозова, устроили грандиозную стачку, вошедшую в учебники как Морозовская. Этот важный эпизод борьбы пролетариата с капитализмом увековечен в памятнике на месте бывшего двора заводоуправления, от которого начинается экскурсия по кварталам морозовских мануфактур.
Здесь хорошо сохранился фабричный квартал под названием «Самомазка», принадлежавший Викуле Морозову, с характерными для строений его предприятий арочными пролетами. Когда-то это был настоящий город в городе — не случайно его название некоторые краеведы выводят не только из специализации живших здесь рабочих — окрашивания тканей, но и из выражения «сама мать всех казарм». Рядом — грандиозный комплекс бумагопрядильной фабрики.
Снаружи кирпичные здания изменились мало, во многих окнах сохранились стекла «люксфера» — новация конца XIX века, они особым образом преломляли свет и использовались для освещения темных помещений вроде лестничных шахт и подвалов. Любопытно взглянуть и на характерный конструктивный элемент фабричных зданий, стены которых подвергались нагрузкам из-за постоянной вибрации, — мощные металлические стяжки.
Сегодня в этом здании открыт креативный кластер «Стачка», работают современные кафе и кофейни, офисы и творческие пространства. О былой специализации фабрики напоминает выставленный в качестве арт-объекта промышленный станок. Стены мануфактуры украшены яркими муралами — это наследие фестиваля стрит-арта и уличной культуры, который проходил тут в 2021 году.
Квартал примыкает к набережной неторопливой Клязьмы. Набережная недавно была обновлена: здесь построили «парящую» экотропу, которая выглядит эффектно в любое время года. Летом сюда, кстати, можно и нужно приезжать ради речных увеселений — популярные прогулки на сапбордах покорили и Орехово-Зуево.
Зимний театр: сцена для звезд
Главное театральное детище Саввы Морозова — Московский художественный театр в Камергерском переулке — известно, пожалуй, каждому. Однако в то же время предприниматель разрабатывал и проект «народного дома для развлечения служащих и рабочих» на фабриках в селе Никольском. Сегодня он практически неизвестен широкой публике, оставаясь достоянием Орехово-Зуева, — а ведь ничего подобного в Московской области больше не сыскать.
Зимний театр строился в начале XX века по проекту Александра Галецкого, ученика Шехтеля. В 1905 году Саввы Тимофеевича не стало, и здание долго оставалось в незавершенном виде, и лишь в 1911 году оно было достроено благодаря пожертвованиям матери мецената, Марии Морозовой. Зимний Морозовский театр был открыт в январе 1912 года — тогда в опере «Жизнь за царя» блистали артисты и музыканты московского Большого императорского театра.
Здесь все как прежде — мощеные плиткой полы, великолепная кованая лестница и единственный в своем роде зрительный зал. В наши дни театр прошел тщательную реставрацию, которая длилась пять лет. Из 1344 мест, выдававших столичный размах театральной жизни рабочего поселка Никольское, после реставрации сохранено 840, и на третьем ярусе можно увидеть оригинальные кресла. Сохранена и люстра необычной конструкции, объединенная с системой вентиляции, оставили и окна (когда-то спектакли шли и при естественном освещении). Вся механика сцены, сконструированная так же, как в МХТ, работает до сих пор.
Постоянной труппы у театра сначала не было — выступали приезжие коллективы, — а потом была сформирована труппа из рабочих. И сегодня традиция продолжается — кроме выступлений гастролирующих артистов, можно попасть и на постановки Народного драматического театра и Народного театра юного зрителя, работающих под руководством режиссера Александра Калинина.