Транспондер — это маленькое электронное устройство, которое позволяет бесконтактно оплачивать проезд по платным трассам. На пункте въезда система контроля распознает транспондер, после чего шлагбаум открывается и можно продолжать движение. Vokrugsveta.ru собрал всю необходимую информацию об особенностях транспондеров и возможностях, которые они дают автомобилистам.
Что такое транспондер и где им можно воспользоваться в России
В широком смысле словом «транспондер» называется устройство, которое может принимать сигналы и передавать ответ на них. Разного рода транспондеры используются не только на дорогах, но и в гражданской авиации, в космической отрасли, в кабельном телевидении и много где еще. Но сегодня мы поговорим именно о транспондерах, применяемых для оплаты проезда.
В России первые такие устройства начали использовать в 2011 году на Западном скоростном диаметре (ЗСД) в Санкт-Петербурге — довольно быстро аналогичные устройства стали применять и на других платных дорогах нашей страны. Таких трасс в России пока немного, но все они проложены так, что позволяют существенно экономить время в пути. В Москве и области это Московский скоростной диаметр (МСД) и Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД). В Петербурге — ЗСД. Уже невозможно помыслить автомобильное путешествие между двумя столицами без трассы М11 «Нева». Также платными являются трассы М1 «Беларусь», М3 «Украина», М4 «Дон», М12 «Москва — Казань».
В России в настоящее время действуют несколько операторов платных дорог, и каждый выпускает свои транспондеры, которые немного отличаются по внешнему виду, но могут использоваться на всех платных дорогах:
ООО «Автодор — платные дороги» — транспондеры T-Pass;
ООО «Магистраль Северной столицы» — транспондеры ЗСД;
АО «Новое качество дорог» — транспондеры «Главная дорога»;
ООО «Северо-Западная Концессионная Компания» — транспондеры «М11:15-58».
Базово плата за проезд при помощи транспондера взимается по стандартным тарифам, но иногда можно существенно сэкономить — скидки, размер которых зависит от конкретного оператора платной трассы, вида транспондера и других факторов, порой доходят до 90%. На сайте каждого оператора есть калькулятор, с помощью которого можно рассчитать итоговую стоимость проезда.
Как пользоваться транспондером: инструкция
Место для крепления транспондера в легковом автомобиле стандартное — на ветровом стекле, за зеркалом заднего вида, на участке без дополнительных покрытий, так, чтобы название на корпусе было повернуто в салон машины. Крепится устройство на особый двусторонний скотч, который есть в комплекте, но предварительно лучше обезжирить стекло, чтобы транспондер держался надежней. Конечно, устройство будет работать и без крепежа по всем правилам, но это чревато неудобствами и сбоями.
Если у вас есть транспондер, полностью останавливаться перед пунктом оплаты не надо. Вы просто выбираете зеленую полосу и сбрасываете скорость, держа дистанцию в 10 метров от предыдущей машины, чтобы случайно не заплатить и за нее, ведь в этом случае второй раз оплата не пройдет, и вам придется сдавать назад и заезжать через полосу с возможностью физической оплаты проезда.
При правильном срабатывании транспондер издает однократный звуковой сигнал, после чего открывается шлагбаум. Всё, проезд оплачен, можно продолжать движение.
Внутри транспондера есть батарейка, рассчитанная на 3-5 лет работы. Со временем она садится, но заменить ее самостоятельно вряд ли получится. В такой ситуации придется покупать новое устройство или поменять его бесплатно, если гарантия еще не закончилась.
Чтобы пользоваться всеми привилегиями, которые дает оператор, нужно зарегистрироваться на его сайте или в мобильном приложении. И, конечно, заблаговременно пополнить баланс: картой в личном кабинете на сайте или в приложении, в мобильном банке, банкомате и в самих клиентских центрах. Бывает, что деньги зачисляются не сразу, а в течение часа, так что пополнять счет лучше заранее.
Чем отличаются транспондеры
Бывают транспондеры, которые необходимо зарегистрировать на конкретного человека, а бывают «анонимные». Первые можно купить на официальном сайте оператора платной дороги, либо в центре обслуживания клиентов — обычно их довольно много на самой дороге. Понадобится паспорт, а к созданному счету нужно будет привязать банковскую карту. Неперсонифицированные транспондеры продаются в интернете, на АЗС и даже на маркетплейсах. Они работают точно так же, но их пользователям закрыт доступ к программам лояльности и разным акциям оператора.
Разумеется, транспондеры немного отличаются по форме и размеру, в зависимости от производителя. Но все они компактные и отлично помещаются за салонным зеркалом.
Стоит иметь в виду, что на маркетплейсах транспондер стоит значительно дороже, чем у оператора — иногда на пару тысяч рублей. Если вы ездите по платным дорогам нечасто, а просто собрались в отпуск, устройство можно не покупать, а взять в аренду всего за несколько рублей в день. Арендовать транспондер лучше немного заранее, потому что иногда на активацию устройства требуется несколько дней.
Интероперабельность транспондера
Интероперабельность транспондера — это возможность использовать устройство одного оператора для проезда по дорогам другого. Конечно, было бы странно покупать два или даже три транспондера, если вы, скажем, направляетесь из Санкт-Петербурга к Черному морю и при этом хотели бы заехать по делам в Москву.
Услугу интероперабельности нужно включить в личном кабинете на сайте оператора (иногда эта функция включена по умолчанию). На ЗСД, МСД и трассах «Автодора» проезд обычно стоит одинаково с любым устройством. Но у T-Pass и ЗСД действует программа лояльности для «родных» транспондеров: пройденные километры превращаются в баллы, которые затем можно перевести в скидку.
Интероперабельность — полезная опция, но в целом разница получается не глобальная. Например, поездка из Петербурга в Москву по платной трассе М11 с разными транспондерами будет стоить приблизительно от 3500 до 4000 рублей.
Что еще важно знать
Информация считывается с транспондеров по-разному. Так, есть трассы безбарьерные, где на въезде нет шлагбаумов вовсе. Оплата за проезд по ним списывается прямо во время движения в потоке, но стоит иметь в виду, что, если двигаться выше разрешенной скорости, система может не сработать, и тогда вы окажетесь должны оператору. Если транспондера у вас нет, проехать по такой дороге всё равно можно, но в течение 5 дней будет нужно оплатить проезд.
Некоторые платные дороги имеют шлагбаум и на въезде, и на выезде — например, ЗСД. В таких случаях поездка оплачивается на выезде в зависимости от преодоленного расстояния. Наконец, бывают трассы, где пункт оплаты есть в начале или в конце платного участка. Такое можно увидеть, например, на трассе М4 «Дон». Кстати, некоторые ее участки бесплатны.
Платные трассы могут преподносить неприятные сюрпризы. Например, на М11 опытным путем была обнаружена такая особенность: если заехать и выехать на одном и том же пункте оплаты с разницей в несколько часов (например, вы пошли в лес, оставив машину около заправки, или провели несколько часов на самой заправке) — с вас спишут полную стоимость проезда по дороге, как если бы вы доехали от Петербурга до Москвы! На экране при этом вы прочитаете, что превышено максимальное время для разворота. Ситуация нечастая, но знать о ней стоит.
Если у вас на счете не хватает денег, шлагбаум откроется, но баланс станет отрицательным. А вот если он уже отрицательный, проехать не получится, придется сдавать назад и рулить на полосу, где можно рассчитаться карточкой или наличными. Если проехать по безбарьерной платной дороге «зайцем», оператор вправе привлечь ГИБДД, и тогда нарушителя оштрафуют на 1500 рублей. Ну а если преднамеренно сбить шлагбаум, вас ожидает общение с полицией, а иногда и лишение прав. Впрочем, если шлагбаум задет нечаянно, и вы никуда не скрылись, таких санкций не последует.
Если по какой-то случайности у вас в машине установлены несколько транспондеров, оплата спишется со всех. Чтобы этого не случилось, «лишние» устройства можно обернуть фольгой или убрать в специальный металлизированный пакетик. То же самое можно сделать и с единственным транспондером, если по каким-то причинам вы не хотите оплачивать дорогу с его помощью.
Резюме
Транспондеры действительно могут сэкономить деньги, особенно на «родных» дорогах. Экономить на всех трассах не получится;
В часы пик они сберегут вам и время, потому что очередь перед пунктом оплаты из желающих расплатиться наличными или картами — не такое уж редкое явление, а с транспондером вы едете по выделенным полосам;
Всегда понятно, сколько именно денег потрачено на проезд по платной трассе. Это особенно удобно в отпуске;
Необязательно покупать устройство, его можно арендовать за небольшие деньги. В противном случае транспондер окупится небыстро, особенно если на платные дороги вы выезжаете не каждую неделю;
Во избежание проблем с оплатой проезда пополнять баланс лучше заранее.