В советской педагогической системе существовали интересные, эффективные и даже опережающие время авторские методики. Так прогрессивные педагоги искали пути развития своих воспитанников.
Ряд новаторских разработок доказали свою успешность и продолжают использоваться в педагогической реальности XXI века. О трех таких методиках рассказывает Надежда Проняева — педагог высшей квалификационной категории с 24-летним стажем, преподаватель Национального социально-педагогического колледжа.
Система развития творческих способностей Игоря Павловича Волкова
Игорь Павлович Волков (1927–1999) — педагог-новатор. Разработал систему раскрытия творческих способностей детей. Его идеи основывались на управлении развитием индивидуальности.
Волков с командой единомышленников разработал систему диагностики дарований учащихся. В школе появилась «комната творчества», в начальных классах — «уроки творчества». Школьники создавали макеты, скульптуры и т.п.
Результаты активной самостоятельной работы детей фиксировались в «Творческой книжке школьника». Она отражала разные увлечения конкретного ребенка, уровень развития и помогает сделать вывод о профессиональных склонностях.
Кому подходит методика Игоря Павловича Волкова? Творчески настроенным, эмоционально-открытым детям, которые не боятся новых дорог, встреч с творчеством и желают получать новые знания.
Какова роль педагога и родителя? Педагог и родители максимально вовлечены в педагогический процесс, контролируя выполнение школьных и домашних заданий учащихся. Результаты деятельности воспитанников заносятся взрослыми в «Творческую книжку школьника», где контролируется динамика ученических достижений.
Плюсы:
Быстрая обучаемость.
Стремление самостоятельно добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы.
Возможность для каждого ученика оказаться в ситуации успеха, находить и проявлять свой творческий ресурс, достигать инсайтов.
Минусы:
Высокий уровень контроля над обучением со стороны взрослых.
Сложность точного воспроизведения методики в других учебных учреждениях.
Авторская методика преподавания литературы Евгения Николаевича Ильина
Евгений Николаевич Ильин (родился в 1929) — педагог-новатор. Преподавал литературу в школе № 307 Ленинграда.
В 1960-70-х годах прошлого века Евгений Николаевич Ильин разработал систему преподавания своего предмета на основе педагогического общения. Он вывел формулу «языка» урока литературы: «об искусстве — языком искусства». Предложил лаконичный «закон трех „О“»: «очаровать книгой, окрылить книгой, обворожить писателем».
Кому подходит методика Евгения Николаевича Ильина? Педагог не создавал идеальных условий, в которых школьники «оторваны» от реальной жизни. Наоборот, ученик, воспитанный на принципах гуманизма, магии слова и нравственности, мог понимать истоки поступков других людей, порой далеких от высоких идей. Но именно глубокий мир литературы открывал для ребенка реальную жизнь.
Какова роль педагога и родителя? Ильин утверждал: «хороший учитель — артист, врач и знаток». При этой системе учитель «дает» материал, а ученик его «берет», если есть желание. Авторитет учителя и значимого взрослого не довлел над процессом познания. Такая концепция позволяла ученикам проявлять высокий уровень самостоятельности в овладении знаниями.
Плюсы:
Возможность строить уроки не как череду программных требований, но как небольшой спектакль, который способен пробудить интерес у учеников.
Смысл урока — поиск ответа на серьезный вопрос, осмысление проблемы и обсуждение возможных путей ее решения.
Минусы:
Высокая личностная вовлеченность всех участников педагогического процесса в обсуждение действий литературного героя.
Не все дети могут и хотят открывать свой внутренний взгляд на проблему.
Система развивающего обучения Леонида Владимировича Занкова
Леонид Владимирович Занков (1901–1977 гг.) — психолог-дефектолог. Создал мощную систему для разностороннего развития.
Методика Занкова «на старте» была подкреплена результатами двадцатилетнего эксперимента, в котором сотрудники авторской лаборатории психолога изучали действие разных обучающих методов на развитие младших школьников.
Методика нацелена на общее развитие ребенка, его воли, интеллекта и эмоциональной сферы. Важна самостоятельная работа, вырабатывание продуктивного мышления и внимание к индивидуальности ученика. Концепция Занкова характеризуется высоким темпом, изучением объектов с разных сторон. Это связано с междисциплинарностью и установлением целостной картины мира. Огромная роль в методике отводится активному диалогу с учениками.
Кому подходит методика? Система обучения в первую очередь направлена на активных, смелых и открытых детей, не теряющих веры в себя при появлении ошибок и промахов. Обучаясь по методике Занкова, любознательные и настроенные на покорение учебных вершин ученики смогут полностью раскрыть и реализовать свой потенциал.
Какова роль педагога и родителя? В так называемых «занковских классах» учитель не перестает быть руководителем. Ему важно быть внимательным к личности каждого ребенка, правильно реагировать на ошибки и проступки, не унижая достоинство.
Плюсы:
Универсальность.
Дает возможность развивать у детей качества и навыки, близкие к современным soft skills, например: умение искать информацию, общаться, делать выводы.
Минусы:
Высокий уровень трудности учебного материала и быстрый темп обучения. Это могут выдержать не все дети, даже с высоким познавательным потенциалом.
Большая доля практического материала при некоторой скудности теоретического пласта, что затрудняет понимание сути многих изучаемых явлений.
Как и в любой развивающейся системе, в педагогике возможны открытия, взлеты, ошибки, но именно путь смелого поиска и любви к детям характеризует самые яркие советские педагогические методики.