30 января в российский прокат выходит отреставрированная версия картины «Москва слезам не верит» (1979). Пришедшие в кинотеатры зрители смогут насладиться оскароносной мелодрамой Владимира Меньшова с восстановленными красками и звуковой дорожкой. В преддверии «премьеры» Vokrugsveta.ru выяснил у главного инженера киностудии «Мосфильм» Алексея Сеньковского, как выглядит процесс реставрации старых фильмов и почему колоризация черно-белых лент — моветон.
Неизбежная деградация
С годами качество кинопленки постепенно ухудшается — даже при соблюдении всех правил хранения, в том числе необходимого температурно-влажностного режима, деградация материалов, из которых изготовлена пленка все равно неизбежна.
Чтобы старый фильм можно было снова увидеть в кинотеатре или даже просто посмотреть в интернете в хорошем качестве, его нужно отреставрировать. Суть этой процедуры состоит в том, чтобы вернуть изображение в его первоначальное состояние и представить картину зрителям в том виде, в каком ее задумывал автор. При этом советские режиссеры зачастую вынуждены были снимать на не слишком хорошую отечественную пленку со своеобразной цветопередачей, так что существенную долю работы реставраторов составляет цветокоррекция.
— Советская пленка в подавляющем большинстве была несовершенна — крупнозернистая, не очень качественная (обычно использовали «Тасму» и «Свему», на импортную Kodak снимали редко), — рассказывает Алексей Сеньковский. — Транслировать такое изображение на 20-метровый экран чревато тем, что на нем будут видны мельчайшие недостатки.
Реставрировать старые фильмы в России начали еще в конце 2000-х годов. Правда тогда требования к этому процессу были намного ниже. Четверть века назад считалось достаточным оцифровать пленку в FullHD. Сейчас же отреставрированные фильмы по умолчанию сохраняются в формате 4K.
Как реставрируют старое кино на «Мосфильме»
Отправной точкой для реставраторов при работе с любым фильмом является негатив — исходная запись, с которой затем создавались фильмокопии для показа в кинотеатрах и по телевидению. Негативы хранятся в Госфильмофонде — главном кинохранилище страны. Если по какой-то причине негативной пленки с нужным фильмом там нет, реставраторам приходится работать с самой старой сохранившейся позитивной копией.
Магнитная пленка с записью звуковой дорожки фильма тоже подвержена деградации. Со временем на нее «налипают» различные шумы, потрескивания и щелчки. Поэтому помимо негатива, реставраторам требуется оригинальная магнитная фонограмма или ее ранняя перезапись.
Когда необходимые материалы получены, начинается этап ультразвуковой чистки негатива от пыли или легкоудаляемой грязи. Затем пленку заряжают в сканер, который преобразует аналоговое изображение в «цифру». После этого видеофайл в формате 4K проходит первичную цветокоррекцию — тона негатива переводятся в обратные.
Самый трудоемкий, длительный и изнурительный процесс, требующий, по словам Алексея, максимальной концентрации, — покадровая чистка изображения. Бывают сложные дефекты: рваные или грубые кадры, склейки на негативе, царапины по краю кадра. В сложных случаях реставраторы принимают решения коллективно. Согласно одному из правил Международной федерации киноархивов (The International Federation of Film Archives), если при цифровой реставрации какой-то дефект нельзя удалить, его оставляют. Это тонкий этический момент.
Реставраторы фильмов часто сравнивают себя с врачами. По сути, они действительно «лечат» киноленты, а некоторые картины буквально возвращают к жизни. Как и у медиков, одна из заповедей реставраторов гласит «Не навреди»: специалисты должны устранить дефекты и привести реставрируемую картину к современным требованиям кинопоказа, ничего не добавляя в нее и не убирая.
— Кнопки «сделать шедевр» у нас нет, — говорит Алексей. Но и безнадежных «пациентов» не бывает. Любую картину можно отреставрировать. Но будет ли она «звенеть»? Ведь пленка — есть пленка. В ней сохранена пластическая душа: мягкая нерезкость, приглушенные цвета. В этом заключается определенный шарм.
«Может быть, этот колор?»
Работа с цветом — один из ключевых этапов реставрации. Здесь важны баланс и чувство такта. Если члены съемочной группы реставрируемого фильма еще живы, они могут помочь специалистам «Мосфильма». Например, так делал оператор Владимир Юсов, снимавший «Сталкера» Андрея Тарковского в конце 1970-х годов.
Но одно дело — корректировать изначально цветное изображение и совсем другое — раскрашивать черно-белую картину. Колоризацию старых лент Сеньковский считает моветоном.
— Это не реставрация, а аттракцион, — говорит он. — Кино было таким придумано и снято. С этим черно-белым изображением работали художники, гримеры, костюмеры. Нельзя вмешиваться в его природу. Это определенная примета времени что ли, в этом достоверность эпохи.
Искусственный интеллект на службе у кинореставраторов
В программах, которыми сегодня пользуются реставраторы фильмов, есть инструменты с элементами искусственного интеллекта. Но специалисты не отдают все на откуп алгоритмам, а лишь разрешают им дозированно «чистить» материал под строгим присмотром.
— Я считаю, что цифровую реставрацию стоит оставить человеку, — говорит главный инженер «Мосфильма». — Искусственный интеллект делает изображение мыльным и бесфактурным. Он меняет его: вместе с удалением артефактов, пропадает детализация.
Во время «чистки» изображения алгоритмы сравнивают соседние кадры — бывает, что программа принимает за дефект какую-то нечеткую, но важную мелкую деталь. Программа просто удаляет ее, а задача реставратора на этом этапе заключается в том, чтобы отслеживать такие огрехи и исправлять их.
— Например, программа может принять летящих в небе голубей за черные точки, — объясняет Алексей. — Ей невдомек, что режиссер, возможно, прикармливал этих птиц целый час, чтобы по хлопку они взлетели стрелой к облакам. Это такой эффект, создающий настроение, замысел, но никак не дефект.
Отреставрированные на «Мосфильме» картины становятся доступны всем желающим: они выкладываются на каналах студии в Youtube, Rutube и «VK Видео». Какие-то ленты показывают на фестивалях и выпускают в повторный прокат в кинотеатрах, как это случилось с отреставрированной версией фильма «Москва слезам не верит».
Великолепная пятерка
В 2023 году на «Мосфильме» отреставрировали 15 фильмов, в 2024-м — уже 20. Вся эта работа была произведена силами пяти реставраторов.
— Все ребята у нас самоучки. Каждый — штучный товар, — говорит Алексей Сеньковский. — При этом к нам приходили кандидаты с опытом работы в «Фотошопе», знающие графический дизайн. Вроде бы задачи схожи, но у нас все же больше творчества, да и работа сложнее.
По его словам, «Мосфильм сейчас обладает передовым оборудованием, мощными производительными рабочими станциями и последними версиями программного обеспечения для реставрации фильмов. Однако на научную реставрацию самых старых фильмов, которая может занять годы, студия не замахивается.
— Мы поддерживаем свою планку качества, стараясь быстрее донести картину до зрителя, — говорит главный инженер «Мосфильма».
А как вы относитесь к отреставрированным и колоризованным фильмам? Есть ли, по вашему мнению, удачные и неудачные примеры реставрации старых лент? Расскажите в комментариях!