Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Кнопки „сделать шедевр“ у нас нет»: как на «Мосфильме» реставрируют старое советское кино

Реставраторы фильмов сравнивают себя с врачами — в работе они руководствуются принципом «Не навреди»

30 января 2025Обсудить

30 января в российский прокат выходит отреставрированная версия картины «Москва слезам не верит» (1979). Пришедшие в кинотеатры зрители смогут насладиться оскароносной мелодрамой Владимира Меньшова с восстановленными красками и звуковой дорожкой. В преддверии «премьеры» Vokrugsveta.ru выяснил у главного инженера киностудии «Мосфильм» Алексея Сеньковского, как выглядит процесс реставрации старых фильмов и почему колоризация черно-белых лент — моветон.

«Кнопки „сделать шедевр“ у нас нет»: как на «Мосфильме» реставрируют старое советское кино

Кадр из фильма «Москва слезам не верит» (1979)

Источник:

kinopoisk.ru

Неизбежная деградация

С годами качество кинопленки постепенно ухудшается — даже при соблюдении всех правил хранения, в том числе необходимого температурно-влажностного режима, деградация материалов, из которых изготовлена пленка все равно неизбежна.

Чтобы старый фильм можно было снова увидеть в кинотеатре или даже просто посмотреть в интернете в хорошем качестве, его нужно отреставрировать. Суть этой процедуры состоит в том, чтобы вернуть изображение в его первоначальное состояние и представить картину зрителям в том виде, в каком ее задумывал автор. При этом советские режиссеры зачастую вынуждены были снимать на не слишком хорошую отечественную пленку со своеобразной цветопередачей, так что существенную долю работы реставраторов составляет цветокоррекция.

Кадр из фильма «Война и мир» (1966-1967) до и после реставрации

Источник:

из архива студии «Мосфильм»

— Советская пленка в подавляющем большинстве была несовершенна — крупнозернистая, не очень качественная (обычно использовали «Тасму» и «Свему», на импортную Kodak снимали редко), — рассказывает Алексей Сеньковский. — Транслировать такое изображение на 20-метровый экран чревато тем, что на нем будут видны мельчайшие недостатки.

Реставрировать старые фильмы в России начали еще в конце 2000-х годов. Правда тогда требования к этому процессу были намного ниже. Четверть века назад считалось достаточным оцифровать пленку в FullHD. Сейчас же отреставрированные фильмы по умолчанию сохраняются в формате 4K.

Как реставрируют старое кино на «Мосфильме»

Отправной точкой для реставраторов при работе с любым фильмом является негатив — исходная запись, с которой затем создавались фильмокопии для показа в кинотеатрах и по телевидению. Негативы хранятся в Госфильмофонде — главном кинохранилище страны. Если по какой-то причине негативной пленки с нужным фильмом там нет, реставраторам приходится работать с самой старой сохранившейся позитивной копией.

Дефектный кадр из фильма «Братья Карамазовы» (1969) до и после реставрации

Источник:

из архива студии «Мосфильм»

Магнитная пленка с записью звуковой дорожки фильма тоже подвержена деградации. Со временем на нее «налипают» различные шумы, потрескивания и щелчки. Поэтому помимо негатива, реставраторам требуется оригинальная магнитная фонограмма или ее ранняя перезапись.

Когда необходимые материалы получены, начинается этап ультразвуковой чистки негатива от пыли или легкоудаляемой грязи. Затем пленку заряжают в сканер, который преобразует аналоговое изображение в «цифру». После этого видеофайл в формате 4K проходит первичную цветокоррекцию — тона негатива переводятся в обратные.

Самый трудоемкий, длительный и изнурительный процесс, требующий, по словам Алексея, максимальной концентрации, — покадровая чистка изображения. Бывают сложные дефекты: рваные или грубые кадры, склейки на негативе, царапины по краю кадра. В сложных случаях реставраторы принимают решения коллективно. Согласно одному из правил Международной федерации киноархивов (The International Federation of Film Archives), если при цифровой реставрации какой-то дефект нельзя удалить, его оставляют. Это тонкий этический момент.

Реставраторы фильмов часто сравнивают себя с врачами. По сути, они действительно «лечат» киноленты, а некоторые картины буквально возвращают к жизни. Как и у медиков, одна из заповедей реставраторов гласит «Не навреди»: специалисты должны устранить дефекты и привести реставрируемую картину к современным требованиям кинопоказа, ничего не добавляя в нее и не убирая.

«Кнопки „сделать шедевр“ у нас нет»: как на «Мосфильме» реставрируют старое советское кино

Алексей Сеньковский

Источник:

студия «Мосфильм»

— Кнопки «сделать шедевр» у нас нет, — говорит Алексей. Но и безнадежных «пациентов» не бывает. Любую картину можно отреставрировать. Но будет ли она «звенеть»? Ведь пленка — есть пленка. В ней сохранена пластическая душа: мягкая нерезкость, приглушенные цвета. В этом заключается определенный шарм.

«Может быть, этот колор?»

Работа с цветом — один из ключевых этапов реставрации. Здесь важны баланс и чувство такта. Если члены съемочной группы реставрируемого фильма еще живы, они могут помочь специалистам «Мосфильма». Например, так делал оператор Владимир Юсов, снимавший «Сталкера» Андрея Тарковского в конце 1970-х годов.

Но одно дело — корректировать изначально цветное изображение и совсем другое — раскрашивать черно-белую картину. Колоризацию старых лент Сеньковский считает моветоном.

— Это не реставрация, а аттракцион, — говорит он. — Кино было таким придумано и снято. С этим черно-белым изображением работали художники, гримеры, костюмеры. Нельзя вмешиваться в его природу. Это определенная примета времени что ли, в этом достоверность эпохи.

Искусственный интеллект на службе у кинореставраторов

В программах, которыми сегодня пользуются реставраторы фильмов, есть инструменты с элементами искусственного интеллекта. Но специалисты не отдают все на откуп алгоритмам, а лишь разрешают им дозированно «чистить» материал под строгим присмотром.

«Кнопки „сделать шедевр“ у нас нет»: как на «Мосфильме» реставрируют старое советское кино
Источник:

студия «Мосфильм»

— Я считаю, что цифровую реставрацию стоит оставить человеку, — говорит главный инженер «Мосфильма». — Искусственный интеллект делает изображение мыльным и бесфактурным. Он меняет его: вместе с удалением артефактов, пропадает детализация.

Во время «чистки» изображения алгоритмы сравнивают соседние кадры — бывает, что программа принимает за дефект какую-то нечеткую, но важную мелкую деталь. Программа просто удаляет ее, а задача реставратора на этом этапе заключается в том, чтобы отслеживать такие огрехи и исправлять их.

— Например, программа может принять летящих в небе голубей за черные точки, — объясняет Алексей. — Ей невдомек, что режиссер, возможно, прикармливал этих птиц целый час, чтобы по хлопку они взлетели стрелой к облакам. Это такой эффект, создающий настроение, замысел, но никак не дефект.

Кадр из фильма «Илья Муромец» (1956) до и после реставрации

Источник:

из архива студии «Мосфильм»

Отреставрированные на «Мосфильме» картины становятся доступны всем желающим: они выкладываются на каналах студии в Youtube, Rutube и «VK Видео». Какие-то ленты показывают на фестивалях и выпускают в повторный прокат в кинотеатрах, как это случилось с отреставрированной версией фильма «Москва слезам не верит».

Великолепная пятерка

В 2023 году на «Мосфильме» отреставрировали 15 фильмов, в 2024-м — уже 20. Вся эта работа была произведена силами пяти реставраторов.

— Все ребята у нас самоучки. Каждый — штучный товар, — говорит Алексей Сеньковский. — При этом к нам приходили кандидаты с опытом работы в «Фотошопе», знающие графический дизайн. Вроде бы задачи схожи, но у нас все же больше творчества, да и работа сложнее.

«Кнопки „сделать шедевр“ у нас нет»: как на «Мосфильме» реставрируют старое советское кино
Источник:

студия «Мосфильм»

По его словам, «Мосфильм сейчас обладает передовым оборудованием, мощными производительными рабочими станциями и последними версиями программного обеспечения для реставрации фильмов. Однако на научную реставрацию самых старых фильмов, которая может занять годы, студия не замахивается.

— Мы поддерживаем свою планку качества, стараясь быстрее донести картину до зрителя, — говорит главный инженер «Мосфильма».

А как вы относитесь к отреставрированным и колоризованным фильмам? Есть ли, по вашему мнению, удачные и неудачные примеры реставрации старых лент? Расскажите в комментариях!

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения