Что такое джентрификация
Джентрификация — это понятие в урбанистике, пришедшее из Великобритании и США. Оно означает облагораживание, улучшение депрессивных районов и кварталов города с замещением менее обеспеченных и маргинальных жителей населением с большим доходом, средним классом.
Итогом должен стать рост благополучности района и его статуса, рассказал Vokrugsveta.ru архитектор Сергей Марков, генеральный директор «Бюро А4». Если говорить совсем коротко, джентрификация — это изменение социального облика района за счет ревитализации и благоустройства.
Вдохнуть новую жизнь
Основная задача: локально решить проблему низкого уровня жизни отдельной городской территории — дать ей новую жизнь за счет прививки культурой и творческой энергией. Скрытые цели могут быть в повышении значимости и ценности конкретной территории. Главные плюсы от такого обновления: повышение качества жизни в районе, улучшение городской среды, ее облика и культурной повестки, как следствие — снижение преступности.
Но не все позитивно относятся к джентрификации. Эта мера не решает проблему существования населения с низкими доходами, а всего лишь заставляет таких людей сменить место жительства, объясняет эксперт.
Не путать с редевелопментом
В России часто ставят знак равенства между этими понятиями, но это не совсем так. Джентрификация — во многом социальное явление, это смена состава жителей района, вытеснение деклассированных элементов за счет постепенного развития территории, которая изначально привлекает «художественную прослойку» общества своей дешевизной и доступностью.
Редевелопмент же не всегда подразумевает смену социального облика района, этого может и вообще не произойти. Редевелопмент территории — это, в первую очередь, градостроительный термин, он оперирует не такими понятиями, как человек, общество, социум, а такими, как здание, функция, реновация.
Примеры районов с джентрификацией
Классические примеры джентрификации в мире: район Ноттинг-Хилл в Лондоне, с которого и началась история понятия, Сохо в Нью-Йорке, Монмартр и Марэ в Париже. Интересен процесс джентрификации в Стамбуле, в портовой зоне Рио-де-Жанейро, в районе Флорентин в Тель-Авиве, перечисляет эксперт.
В Москве примеров джентрификации не так много, один из ключевых — район Остоженки, где старые коммунальные квартиры и обветшавший жилой фонд были активно замещены элитными домами.
Здесь также был открыт современный музей, появились галереи и дорогие рестораны, причем состав жителей района поменялся более чем на 50%. Но, как отзываются специалисты в урбанистике, здесь практически потеряны дух места, история, социальные связи. К сожалению, новые связи и успешное комьюнити именно в этой локации еще не сформировалось.
Не совсем характерный пример условной джентрификации в Москве — «Красный Октябрь», некогда забытая территория завода в самом центре города.
После появления культурных институций и творческих активных людей она ожила, появилась ночная жизнь, рестораны — локация стала по-настоящему популярной у горожан, а стоимость аренды квадратного метра на ней стремительно выросла.
«Мне очень нравится начинающаяся джентрификация территории вокруг „Севкабельпорта“ в Санкт-Петербурге: раньше там опасались гулять и делать было совершенно нечего, сейчас в выходной день не найти свободный столик в кафе», — приводит еще один пример Сергей Марков.
Почему в России так мало примеров джентрификации
В России соотношение владельцев жилья и арендаторов не такое, как во многих других странах мира. Таким образом, если повышать арендную ставку (а это главный инструмент, позволяющий получить состоятельный контингент вместо малообеспеченного и маргинального), это никак не повлияет на район и социальные процессы в нем.
«В нашей стране также невелика прослойка среднего класса в сравнении с Европой и США, а сами районы городов более равномерные, без социального расслоения и сегрегации. В связи с этим классическая джентрификация, пожалуй, — нехарактерное явление для России. Поэтому часто у нас под ней понимают ревитализацию и редевелопмент территорий бывших и недействующих заводов», — заключил Сергей Марков.
Джентрификация по-русски
В классическом смысле джентрификация, которая подразумевает вытеснение менее обеспеченных групп населения за счет заселения района более обеспеченными жителями, не очень характерна для России, согласна с коллегой специалист по территориальному развитию, урбанист Александра Тарханова. Скорее, в РФ заметен процесс ревитализации, когда заброшенные территории (например, заводов) осваиваются и оживляются.
В таком случае присутствует некоторый сопутствующий эффект джентрификации: новые жилые или коммерческие комплексы на месте ревитализируемых промзон будут строиться в более высоком ценовом сегменте.
Новые комплексы становятся местом для жизни и работы более обеспеченных жителей, но одновременно появляются и новые (бесплатные) общественные пространства и событийная программа, которые открыты для горожан из других районов. Примеров в Москве немало: «Красный Октябрь», «Арма», «Электрозавод».
Другой случай — центральные районы старой Москвы. Например, Хамовники, где в течение многих лет менялся портрет типичного жителя.
Но и здесь нельзя говорить о недоступности района для менее обеспеченных жителей. Благодаря преображению пространства от Андреевского моста до Лужников набережная стала любимым местом отдыха для жителей других районов и туристов.
Не только Москва и Питер
Среди регионов России примеров джентрификации еще меньше, хотя предпосылок для изменений достаточно. К ним можно отнести промышленные зоны, которые уже не используются по прежнему назначению, говорит эксперт. Например, в центре Челябинска на месте бывшей промзоны появились кафе и рестораны, современный фудкорт на открытом воздухе «Белый рынок», всё пространство бывшего завода обновилось. Сегодня здесь благоустроенная городская среда, привлекательная и комфортная для всех.
В Новосибирске на месте снесенных домов в центре города появляются дорогие кварталы с элитными комплексами, а жителей предыдущих построек расселяют в более отдаленные районы.
Здесь можно говорить о более выраженной джентрификации — район становится комфортнее для обеспеченных горожан, но менее дружелюбным для всех остальных, отметила Александра Тарханова.