Что общего было у Тутанхамона, Марии-Антуанетты и Александра Пушкина? Все они, как тысячи других людей разных эпох, увлекались коллекционированием тростей — «долгожителей» среди аксессуаров.
Простые и роскошные, деревянные и металлические, с секретами или без — эти предметы верой и правдой служили своим владельцам, демонстрируя их вкус, социальный статус и финансовое положение. А не так давно путешественники хранили на своих тростях привезенные из разных стран сувениры.
Палочка-выручалочка
Предком изящной трости был появившийся задолго до нашей эры простой посох путника или пастуха, который служил опорой, а иногда и средством самообороны: увесистая палка помогала защититься от разбойников. С появлением государств посох превратился в один из символов верховной или божественной власти. Например, в Древнем Египте божества изображались держащими посох в руках или передающими его земному правителю.
Фараоны носили посохи высотой до двух метров, увенчанные набалдашниками в форме лотоса — символа жизни и процветания. Самым известным коллекционером таких «аксессуаров» был фараон Тутанхамон: в его гробнице археологи обнаружили более сотни посохов, украшенных орнаментами и миниатюрными фигурками. Там же хранилась необычная статуэтка, на которой фараон, держащий в руках длинную палку, ехал на спине черного леопарда. После осмотра мумии Тутанхамона специалисты предположили, что посохи нужны были ему не только для подчеркивания высокого статуса, но и из-за проблем с ногами.
Посохи и трости пользовались популярностью во всех частях света. В VI веке их уже вовсю применяли для самых разных, подчас абсурдных целей. Так, в 552 году два византийских священника контрабандой вывезли шелкопрядов из Китая, спрятав их в полых тростях. Со временем внутри тростей начнут хранить клинки, алкоголь и рисунки деликатного содержания. Материалы, из которых изготавливался незаменимый аксессуар, тоже отличались разнообразием. Среди прочего трости делали из черного дерева, ротанга, бамбука и слоновой кости.
Трость воинственная и кокетливая
В конце Средних веков в тростях начали прятать не только холодное оружие, но и хитроумные механизмы. Английский король Генрих VIII однажды не на шутку испугал охрану лондонского Тауэра своей тростью, оснащенной тремя потайными пистолетами и острыми шипами. Не узнав монарха, стражи порядка кинулись арестовывать подозрительного человека, прогуливающегося с жутковатым аксессуаром в ночи.
Другим любителем использовать посох не по назначению был Иван Грозный. По одной из версий, которую проиллюстрировал своим полотном Илья Репин, царь убил собственного наследника размашистым ударом посоха, угодив наследнику в висок.
В XVII столетии трости полюбились изысканным джентльменам Старого Света. Они становились менее функциональными и более декоративными, при этом выпускалось много новых и специализированных тростей. С 1702 года городские власти Лондона начали требовать от владельцев аксессуара специальной лицензии. Наличие документа означало, что мужчина ознакомился с правилами ношения трости: ее, в частности, запрещалось держать под мышкой, размахивать ею в воздухе, а также волочить по земле и опираться на нее стоя.
Во Франции мода на трости распространилась на женщин. Королева Мария-Антуанетта носила так называемый «пастуший посох», а придворные дамы щеголяли с тонкими тросточками из яблоневого дерева. Трости нередко служили полноценной заменой дамским сумочкам: внутри них самые находчивые аристократки прятали маленькие флаконы духов, зеркальца и гребни.
Большим поклонником тростей оказался русский царь Петр I. После путешествия в Европу, известного как Великое посольство, он год за годом пополнял свою коллекцию, которая в конечном счете разрослась до четырехсот предметов.
Царь тоже предпочитал аксессуары с секретами: в полое пространство трости он велел вкладывать подзорные трубы, чертежные линейки и другие предметы.
Из королевских резиденций — на городские улицы
Благодаря Петру I своей самой оригинальной тростью примерно век спустя обзавелся Александр Пушкин: к ее набалдашнику была прикреплена медная пуговица с царского мундира, которую тот подарил прадеду поэта — Ибрагиму Петровичу Ганнибалу.
В музеях сегодня хранятся и другие трости Александра Сергеевича: деревянная с выгравированной на ней фамилией поэта, и железная, которую тот заказал у мастеров из Пскова во время ссылки в селе Михайловское. «Палка у него завсегда железная в руках, девяти фунтов весу. Уйдет в поле, палку кверху бросает, ловит ее на лету…», — вспоминал кучер Пушкина. Поэт считал, что упражнения с тяжелой тростью помогут лучше стрелять на дуэлях из массивного пистолета.
После промышленной революции XIX века трость, ставшая предметом массового производства, окончательно «ушла в народ». Спрос на аксессуар был так велик, что для изготовления тростей создавались целые фирмы. Крупнейшие из них находились в Берлине, Гамбурге, Лондоне и Вене.
Трость перестала быть маркером высокого статуса и стала вещью с предельно утилитарными функциями. В XX столетии из элитного аксессуара она окончательно превратилась в незаменимую опору для путешественников и альпинистов, а после Первой и Второй мировых войн — еще и для ветеранов боевых действий.
В 1931 году во Франции было основано движение «Белая трость» в помощь людям, потерявшим зрение. После Второй мировой войны оно охватило множество стран. В США доктор Ричард Гувер разработал метод передвижения с длинной белой тростью. Такие трости, порой оснащенные «умной» электроникой, и по сей день помогают слепым передвигаться по улицам.
Маленький символ больших путешествий
Массовый туризм, зародившийся в XX веке, стал причиной создания целой индустрии. Речь, конечно, идет о сувенирах. И если в наши дни одним из самых популярных и компактных сувениров является магнитик для холодильника, то примерно век назад туристы приобретали штокнагели, которыми украшали свои трости на память о путешествиях.
Немецкое слово Stocknagel дословно означает «гвоздь для палки», а сами штокнагели представляли собой небольшие значки с гравировкой или изображениями достопримечательностей, которые прибивались к трости или альпенштоку небольшими гвоздиками. Первыми собирать их начали путешественники Германии и Австро-Венгрии, прокладывавшие маршруты в Альпах.
Первые штокнагели, сохранившиеся до наших дней, появились в 1920-х годах. Их изготавливали в специализированных мастерских, где на основу из металла наносили или наклеивали рисунок с местной достопримечательностью. Некоторые штокнагели расписывали вручную и покрывали эмалью.
Когда мода на штокнагели достигла Соединенных Штатов и Австралии, пользоваться ими начали пожилые люди. Штокнагели на тростях приспосабливали под адресники на случай, если прогуливающемуся в одиночестве человеку станет нехорошо на улице. Аналогичной цели служили штокнагели-звонки, привлекавшие внимание прохожих.
Коллекционные предметы
Сегодня простые трости служат опорой пожилым и слепым, а трости с историей стали музейными экспонатами и предметами коллекционирования — знатоки буквально охотятся за тростями со скрытыми механизмами и полостями для самых разных предметов.
Не менее популярны в узких кругах и старинные штокнагели. Их продают на европейских и американских барахолках, передают по наследству детям и внукам. Ими обмениваются для того, чтобы собрать тематическую коллекцию — к примеру, с замками Западной Европы или покоренными горными вершинами. Среди немногих сохранившихся штокнагелей прошлого века с трудом можно найти хотя бы два одинаковых.