История православия в нашей стране сегодня насчитывает более тысячи лет, но, если верить летописям, его место в жизни государства и общества могла занять и другая монотеистическая религия. Vokrugsveta.ru напоминает, каким образом славяне-язычники пришли к новой вере и как звали князя, который крестил Русь.
Кто крестил Русь?
До конца X века восточные славяне официально оставались язычниками. Согласно замысловатой системе верований, поклонялись они целому пантеону божеств, каждое из которых олицетворяло разные природные силы и влияло на повседневную жизнь. Во главе этого сонма стоял Перун — владыка грома и молний, покровитель дружины. Следующую ступень в пантеоне занимали боги огня, ветра, скотоводства, плодородия. Наконец, низшие магические создания, казалось, всюду поджидали наших предков: русалки, лешие, домовые могли стать их покровителями и союзниками или, напротив, были способны сделать жизнь человека невыносимой и полной неудач.
Около 980 года после междоусобного конфликта киевским князем стал Владимир Святославич. Сегодня он известен, прежде всего, как креститель Древнерусского государства, но начинал Владимир с языческой реформы. Князь задумал выбрать единого бога для всех племенных союзов, находящихся под его властью. Так он планировал прочнее связать разрозненные части государства между собой.
Попытка Владимира не увенчалась успехом. Каждое племя имело особо почитаемого бога и не желало отказываться от него ради унификации. Тогда и встал вопрос о радикальной смене религии. Главной причиной для этого оказалось вовсе не стремление к духовному усовершенствованию, а политическая необходимость.
Владимир Святославич, к слову, был не чужд языческих традиций: помимо жены Рогнеды (ее он фактически принудил к браку), у князя были многочисленные наложницы. Правитель не отличался благочестием, но был одарен государственным мышлением. Монотеистическая религия воспринималась им как пример для земной власти: один бог — один правитель.
Выбор религии — по стопам мудрой бабушки
О событиях, которые предшествовали принятию новой веры, мы узнаем из «Повести временных лет». В летописи говорится, что в 986 году к князю Владимиру поочередно прибывали представители ислама и иудаизма, а также восточного и западного христианства (формально раскол произошел в 1054 году, но серьезные разногласия между будущими католиками и православными появились намного раньше).
Как сообщает монах Нестор, один из авторов «Повести…», поговорив с миссионерами из Европы, Владимир отверг их учение, сказав: «Отцы наши не приняли этого». Действительно, еще при княгине Ольге, приходившейся Владимиру бабушкой, на Русь приезжал германский епископ Адальберт, но его проповеди оказались безуспешными. Почему ему не удалось договориться с княгиней, история умалчивает. По одной из версий, Адальберта изгнали язычники во главе с самим князем Святославом (сыном Ольги), чем нанесли ему страшное оскорбление.
Следующим претендентом на роль государственной религии Руси считался ислам, но и он не пришелся по душе Владимиру. Князь счел мусульманское учение неподходящим для своих подданных. Приняв ислам, духовную и повседневную жизнь пришлось бы кардинально менять, что население почти наверняка встретило бы враждебно. В летописи сохранились слова князя «Руси есть веселие пити», хотя дело было далеко не только в запрете на употребление хмельных напитков и свинины.
Наконец, иудаизм не устроил Владимира, потому что его проповедники не имели собственного государства. Хазарский каганат был покорен Святославом Игоревичем в 960-х годах, и с тех пор местная знать называла себя «потерянными коленами». Владимир Святославич, искавший в новой религии источник силы, такой риторикой явно не вдохновился.
Выбор князя пал на православное христианство по двум причинам — политической и личной. Во-первых, Византийская империя, направившая в Киев священников для беседы с князем, была «старшим партнером» Древнерусского государства. В Константинополе находилось значительное количество русских купцов и воинов-наемников. Во-вторых, за 30 лет до описываемых в «Повести…» событий в столице Византии приняла крещение княгиня Ольга.
Сведения о ее поездке в Константинополь встречаются в древнерусских летописях и европейских хрониках. В «Повести временных лет» говорится, что император Византии Константин VII Багрянородный якобы пожелал взять ее в жены, однако овдовевшая княгиня ответила отказом, сославшись на то, что является язычницей. Тогда вазилевс предложил Ольге креститься, и та согласилась при условии, что обряд проведет сам патриарх, а крестным отцом будет Константин.
Вполне вероятно, что эта версия событий не совсем точна в деталях, но сегодня принято считать, что в 957 году княгиня Ольга, крестившись под именем Елена, стала первой православной правительницей Руси. После этого предложение Константина о браке, если таковое действительно было, стало неактуальным, ведь теперь Ольга была его духовной дочерью. После обряда император отпустил ее с дарами на родину.
Убедить сына последовать ее примеру Ольга не смогла: князь Святослав наотрез отказался принимать православие. В летописи сказано, что он опасался быть поднятым на смех своей дружиной. Зато это не побоялся сделать внук Ольги Владимир, хотя и не сразу.
Так называемое «Сказание об испытании вер» современные историки интерпретируют по-разному. Некоторые считают, что Нестор описал реальные события, другие склонны считать рассказ о беседах Владимира с миссионерами выдумкой, которая была добавлена в летопись позднее — созданная в начале XII века «Повесть временных лет» дошла до нас только в списках XIV–XV вв. Впрочем, иностранные посольства в годы правления Владимира действительно не раз посещали Киевскую Русь.
Легенда глазами живописца
Одна из иллюстраций событий, описанных в «Повести временных лет», принадлежит кисти Ивана Эггинка. Художник написал полотно «Великий князь Владимир избирает религию» в 1822 году, когда еще не иссяк патриотический подъем, вызванный победой в Отечественной войне и успехами Заграничного похода русской армии, закончившегося триумфальным входом войск европейских держав в Париж.
Сюжет картины повторяет слова Нестора, однако содержит и «ляпы», и вольные интерпретации. Например, князю Владимиру в конце 980-х было чуть больше 30 лет, но Эггинк превратил его в глубокого старца с белоснежной бородой — видимо, чтобы подчеркнуть рассудительность правителя.
Миссионеры на полотне изображены в порядке убывания их убедительности, слева направо. Православный священник уверенно держит перед князем раскрытую Библию, за его спиной — недовольные и раздосадованные католические епископы, а в дверях — представители других религий.
«Реальная политика» или душевный порыв?
988 год, когда была крещена Русь, выдался богатым на события для Византийской империи. Военачальник Варда Фока поднял восстание, совладать с которым император Василий II не смог. Он обратился за помощью к Владимиру Святославичу, и тот согласился подавить бунт. Взамен князь намеревался взять в жены дочь Василия Анну.
Считается, что император одобрил этот союз, но затем передумал и сказал, что брак христианки с язычником невозможен. Тогда Владимир занял город Корсунь (Херсонес), где в 988 году и крестился, как того желал Василий II. Вместе с князем православие приняли его воины. В том же году, когда Владимир и его войско вернулись в Киев, по приказу князя греческие священники крестили киевлян.
Анна же стала супругой Владимира, после крещения отказавшегося от практики многоженства. В браке у них родились сыновья Борис и Глеб, в будущем — жертвы очередной междоусобицы и первые русские святые.
В наши дни установился консенсус относительно того, в каком году крестили Русь, однако помимо хронологии из «Повести временных лет» есть и другая (хотя не слишком отличная от нее). В XI веке была составлена «Память и похвала князю русскому Владимиру» Иакова Мниха, в которой утверждается, что крестился князь в 987 году, а уже затем, спустя два года, женился на византийской принцессе.
Эпоха двоеверия
Как на самом деле крестили Русь, доподлинно неизвестно, но этот процесс растянулся на долгие десятилетия. «Первыми ласточками» предсказуемо стали Киев и Новгород, жители которых крестились еще в 988-м (принудительно или нет, вопрос открытый), но на окраинах государства православие продолжительное время не имело серьезного влияния. Согласно сообщению Нестора, русские тогда «не утвердились еще в вере».
В летописях XI–XII вв. можно встретить описания бунтов с участием языческих жрецов. Вспыхивали они, в основном, из-за неурожаев. Так, в 1070-х годах в Поволжье отправился киевский боярин Ян Вышатич, которому пришлось вразумлять местных жителей и вести богословские споры с волхвами. Подобные ситуации не были редкостью — язычники могли открыто выступать против князей, критиковать их на вече и поднимать восстания.
Принимая православие, жители Древней Руси зачастую продолжали молиться всем богам сразу — и новому христианскому, и старым языческим. Когда при монастырях на Руси открылись школы, то, отправляя туда детей, родители плакали по ним «как по умершим». Да и сегодня многие православные не чураются следовать языческим приметам или участвовать в некогда языческих обрядах, вроде Масленицы, которые Церковь предпочла принять, а не искоренить.
Тем не менее Крещение Руси стало одним из ключевых событий в российской истории, которое во многом определило будущее нашей страны на сотни лет вперед и повлияло буквально на все сферы жизни. Сегодня остается только гадать, что случилось бы, сделай Владимир иной выбор.