Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Когда нужно озарение: назван способ привлечь гениальную идею в свою голову

Ученые рассказали, при каком условии появляются самые креативные решения

10 октября 2022Обсудить
Когда нужно озарение: назван способ привлечь гениальную идею в свою голову
Источник:
Зарина Лукаш / Alamy

Наверное, всем хорошо знакома эта ситуация — вы никак не можете решить какую-то проблему, найти выход из сложного положения, нужен нестандартный ход, творческое озарение. И вот, когда вы уже совершенно отчаялись и решили заняться чем-то совершенно посторонним, например, помыть пол, принять душ, погулять с собакой, решение, как по волшебству, само возникает у вас в голове.

Команда психологов из нескольких университетов США, статья которых опубликована в журнале Psychology of Aesthetics, Creativity and the Arts, утверждает, что им удалось окончательно раскрыть эту загадку.

До сих пор было принято считать, что взрыв креативности происходит в ситуации, когда мозг отвлечен, рассеян и расслаблен, ваши мысли блуждают, вы витаете в облаках. Исследования на эту тему, тем не менее, показывают противоречивые результаты.

Зак Ирвинг (Zac Irving) и его коллеги выдвинули свою гипотезу существования «эффекта душа». Чтобы в голову начали приходить нестандартные идеи, требуется не просто витание в облаках. Необходимо соблюдение баланса между рассеянностью, когда в уме начинают свободно роиться случайные ассоциации, и некой целенаправленной деятельностью.

Такая деятельность, с одной стороны, не должна требовать интеллектуального напряжения, и может осуществляться автоматически (в эти рамки как раз укладывается пешая ходьба, душ или уборка), а с другой стороны, не дает мозгу слишком расслабиться и заскучать, заставляя работать нейронные сети, отвечающие за автоматические действия.

Исследователи провели серию экспериментов, в ходе которых участникам, в промежутках между выполнением требующих креативности заданий, демонстрировали видеоролики двух типов — вгоняющие в скуку (например, как двое мужчин разбирают стирку) и «держащие в тонусе» (например, знаменитую сцену из фильма «Когда Гарри встретил Салли», когда героиня Мэг Райан, сидя в людном ресторане, убедительно изображает оргазм).

В результате оказалось, что после просмотра роликов второго типа в голову участников приходило гораздо больше творческих идей, чем после скучных видео. В дальнейшем Ирвинг и его коллеги планируют продолжить исследования в этом направлении с тем, чтобы окончательно подтвердить верность своей гипотезы в приближенных к реальной жизни обстоятельствах.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения