Когда у Земли были кольца, как у Сатурна? И как они влияли на планету?

Новости геологии удивляют как никогда

18 сентября 2024Обсудить
Когда у Земли были кольца, как у Сатурна? И как они влияли на планету?

Изображение сгенерировано с помощью нейросети и носит иллюстративный характер.

Midjourney

Австралийские ученые из Университета Монаша сделали открытие, которое может сильно изменить наше представление о прошлом Земли. Они нашли объяснение большой концентрации древних ударных кратеров в одном небольшом регионе нашей планеты. До этого не одна теория не могла дать ответ на эту загадку. Исследователи пришли к выводу, что 466 миллионов лет назад у Земли была своя кольцевая система, как у Сатурна, и эти метеориты падали на поверхность недалеко от экватора из такого кольца. Ученые приводят доказательства в своей статье в журнале Earth and Planetary Science Letters.

Как пояснили эксперты, столкновения астероидов с планетами обычно происходит в случайных местах — метеориты бьют в любую часть поверхности с любой стороны. Это прекрасно иллюстрирует наша Луна — вся в ударных кратерах, и Марс, тоже немало пострадавший со всех сторон от падавших небесных камней.

Однако на Земле есть одна аномалия, много лет не дававшая покоя ученым. Как показывают реконструкции тектонических плит, большинство кратеров ордовикского периода находятся в одном и том же регионе — в пределах 30° от экватора. При этом 70% континентальной поверхности Земли остается за пределами этого региона.

Как появились кольца Земли и куда они исчезли

В новом исследовании авторы стали выяснять, могла ли быть такая «прицельная бомбардировка» неслучайной, и что за этим стоит. Они рассчитали площади всех континентов в том периоде и отдельно определили территории, на которых ударные кратеры могли сохраниться с ордовика (485,4 миллиона лет назад — 443,8 миллиона лет назад) до нашего времени. Исключены были области с сильной эрозией, покрытые льдами и отложениями, пострадавшие от тектонической активности.

Среди стабильных ненарушенных платформ материков с сохранившимися породами старше середины ордовика оказались сегодняшние Западная Австралия, Африка, Североамериканский кратер и небольшие части Европы. Из них только 30% суши находились близко к экватору, однако все ударные кратеры того периода были найдены на этих 30% территории. Такое попадание не оставляет никаких шансов на случайность, резюмируют ученые.

Команда пришла к выводу, что к локальной ордовикской «бомбардировке» метеоритами в одной области планеты привело более ранее событие в околоземном пространстве. По их мнению, крупный астероид, проходивший рядом с Землей, под действием приливных сил распался на части. Эти многочисленные обломки образовали кольцо вокруг нашей планеты, подобное тому, что есть сегодня у Сатурна и других газовых гигантов.

<p><a target="_blank" rel="noopener nofollow" href="https://research.monash.edu/en/persons/andrew-tomkins">Энди Томкинс</a></p>

«На протяжении миллионов лет материал из этого кольца постепенно падал на Землю, создавая всплеск метеоритных ударов, наблюдаемый в геологической летописи. Мы также видим, что слои осадочных пород этого периода содержат необычайное количество метеоритных обломков».

Самое холодное время на Земле

Это открытие проливает свет на еще одну загадку позднего ордовикского периода — он признан самым холодным за последние 500 миллионов лет истории Земли. Специалисты считают, что такое кольцо могло отбрасывать тень на поверхность планеты, не давая поступать к ней солнечному свету и теплу, и создавая «ледяной пояс». Это привело бы к глобальному похолоданию, известному как Хирнантийское оледенение.

Зачем изучать геологические события эпохи ордовика

Если кольцевые системы действительно могут приводить к таким климатическим последствиям, это говорит о гораздо более сложном уровне влияния внеземных объектов и событий на формирование условий на Земле. А значит, ученым придется пересмотреть многое в эволюционной истории планеты и, возможно, увидеть то, чего раньше не замечали. Возможно, такие кольца могли появляться и в другие периоды геологической истории Земли и влияли на многое, включая зарождение и развитие жизни.