Пьющие кровь демонические существа встречаются в самых разных мифологиях. Можно вспомнить, например, древнегреческих ламий или еврейскую Лилит. В то же время у многих народов Европы бытовало представление о покойниках, встающих из гроба. Правда, чаще их обвиняли не в кровопийстве, а в порче посевов, эпидемиях или стихийных бедствиях.
Вампиризм упоминался в многочисленных медицинских и теологических трактатах XVIII века. Уже Вольтер использовал слово «вампир» как нарицательное, называя так монахов, живущих за счет народа.
К концу века появляются стихи о вампирах. Первым из них стала, вероятно, «Коринфская невеста» Гёте (1797 г.):
…Знай, что смерти роковая сила
Не могла сковать мою любовь,
Я нашла того, кого любила,
И его я высосала кровь!
И, покончив с ним,
Я пойду к другим, —
Я должна идти за жизнью вновь!..
Первое широко известное прозаическое произведение о мертвецах-кровососах — повесть Джона Полидори «Вампир» (1819 г.).
В отечественную прозу вампиры проникли с рассказами Алексея Толстого «Семья вурдалака» (1839 г.) и «Упырь» (1841 г.). Брэм Стокер в прославленном романе «Дракула» (1897 г.) доработал образ вампира, придав ему способность превращаться в летучую мышь и другие детали.
О том, как ученые нашли объяснение мифу о вампирах, читайте в материале «Вокруг света».