Криптографы из лаборатории «Лориа» во Франции смогли декодировать шифр XVI века, который император Карл V использовал для секретной переписки. Ученым удалось прочитать часть письма короля к его послу во Франции, из которого становится ясно, что на Карла V могли готовить покушение.
Полтысячелетия назад король Карл был крупнейшим государственным деятелем Европы и первым правителем трансатлантической империи. При нем власть Рима распространилась на американские континенты — конкистадоры завоевали земли инков и ацтеков. Заядлым врагом императора был король Франции Франциск I, который опасался сосредоточения столь больших территорий в руках одного правителя и имел претензии на часть земель.
Из-за этого Франциск не раз затеивал войны против Карла. Хотя в 1544-м был подписан мирный договор, 1547-й, когда было написано письмо, нельзя было назвать спокойным в отношениях двух держав. На престол взошел сын Франциска Генрих, и напряжение снова возросло.
Впервые о письме Карла своему послу во Франции, Жану де Сен-Морису, исследователи узнали в 2019 году. Найти его смогли не сразу — оно оказалось забытым в архивах библиотеки в Нанси. Затем еще около полугода потребовалось, чтобы разгадать код.
Криптографы с помощью компьютерных программ сначала смогли обнаружить несколько «семейств» из 120 символов. В одном из них целые слова заменяли одним знаком, в другом случае император выбрасывал гласные, идущие после согласных, а на их место ставил кодирующий символ. Третья группа символов не означала ничего: они должны были вводить в заблуждение. Эти значки, по мнению ученых, могли взять из арабского языка.
Команда ученых нашла и еще одно письмо — уже от Жана де Сен-Мориса, где его получатель на полях оставил частичную транскрипцию кода.
Так из письма, которое никто не мог прочесть пятьсот лет, стало известно, что в 1547 году отношения между Испанией и Францией стали не просто ухудшаться. В одном из фрагментов текста император сообщал своему послу о слухе, что во Франции готовится заговор с целью убийства Карла V. По словам исследователей, императору было «мало что известно», однако он всерьез опасался за свою жизнь.
Теперь историки и криптографы надеются дешифровать другие тексты из переписки императора, чтобы получить больше сведений о периоде его правления.