Сотрудники Университета Флориды (США)
Для проведения эксперимента пригласили две категории участников. В первой были люди от 61 до 87 лет, во второй — студенты.
Исследование проходило в первую волну пандемии — добровольцы читали и оценивали статьи на злобу дня. Им предлагали 24 новости, 12 из которых были связаны с Covid-19, а 12 — с другими темами. В каждой категории половина историй были реальными, а половина — фальшивыми.
Затем участники определяли, настоящая перед ними новость или фейк. Ученые также анализировали общие способности каждого к анализу и критическому мышлению, эмоциональность восприятия. Брали во внимание и то, как часто эти люди интересуются новостями.
Результаты показали, что категория 61+ потребляла больше новостей. Эта привычка, а также знания и опыт обработки информации помогали им трезво оценивать прочитанное. Острота ума и обучаемость молодежи примерно уравнивала ее шансы не поверить выдумкам.
Способность отличить фальшивку была примерно одинаковой у пожилых и молодежи. Это качество больше зависело от личных навыков каждого испытуемого, а не от возраста.
У обеих категорий было больше промахов в новостях о ковиде. Ученые объясняют это тем, что в начале пандемии у населения был общий низкий уровень знаний по этой теме.
Авторы отдельно отметили возрастную группу 70+. В этой категории у людей уже имелись такие когнитивные нарушения, в том числе признаки деменции, которые опыт и знания уже не могли компенсировать.
Пожилые люди просматривали статьи поверхностно, а в жизни потребляли новости неразборчиво и в большом объеме. По выводам исследования, только в очень позднем возрасте люди становятся действительно уязвимыми для обмана и нуждаются в помощи, чтобы не лишиться здоровья и имущества.
По материалам