Часто бывает так, что путешественник совершает великое открытие, сам о том не подозревая. Хрестоматийный пример — открытие Колумбом Америки. Но и в нашей стране были свои Колумбы. Один из них — помор, отважный землепроходец Семён Иванович Дежнёв.
Помор с туманной биографией
К сожалению, нам очень мало известно о ранних годах жизни Семёна Дежнёва. Многие историки предполагают, что он родился в 1605 году, однако до сих пор остается дискуссионным вопрос о месте рождения великого путешественника. Некоторые исследователи уверены, что он появился на свет в Великом Устюге. Да и сами устюжане почитают Дежнёва как своего земляка — в городе есть памятник первопроходцу. Впрочем, документальных подтверждений этой версии нет.
Видный историк Михаил Белов считал, что Дежнёв родился на берегах Пинеги — притока Северной Двины. В пользу его точки зрения свидетельствуют документы двинских воевод XVII века, где не единожды упоминается род Дежнёвых. Как сообщал писатель Лев Демин, один из краеведов нашел метрическую книгу, в которой было указано, что Семён Иванович Дежнёв родился в селе Нюксеница, в 150 километрах от Великого Устюга. Но книга была утеряна, и увидеть ее Демину не удалось.
Сегодня местом рождения Дежнёва чаще всего называют деревню Есиповская (ныне поселок Пинега Архангельской области).
В общем, исходя из имеющихся скудных сведений можно предположить, что детство Дежнёва проходило на Русском Севере, на берегах Пинеги, а возможно, и в Великом Устюге. Скорее всего, он происходил из поморских крестьян, с сызмальства приучался к мореходству, рыбной ловле, тяжелому физическому труду и наверняка не раз слышал рассказы местных купцов, охочих людей о дальних странствиях и походах.
В 1630 году, находясь в Великом Устюге, Дежнёв записался на службу в столицу Сибири — Тобольск. Так начались его знаменитые странствия.
На сибирских просторах
В Тобольске Дежнёв служил рядовым казаком, нес гарнизонную службу, собирал ясак — дань пушниной. Затем его перевели в Енисейск, где ему довелось познакомиться с отважными землепроходцами: Петром Бекетовым, Федотом Алексеевым Поповым, Михайло Стадухиным, Василием Бугром.
В составе казачьих отрядов Семён Иванович обследовал неведомые земли, взимал ясак, возможно, принимал участие в стычках с непокорными местными племенами. В 1638 году с отрядом Петра Бекетова он прибыл на реку Лену, в Якутск. Здесь Дежнёв нес службу государеву, занимался пушным промыслом, а также, согласно некоторым данным, женился на якутке Абакаяде Сючю.
В 1641 году Дежнёв, выполняя приказ воеводы Петра Гагарина, отправился с отрядом Михаила Стадухина на Оймякон, чтобы собирать ясак с эвенков и якутов. Землепроходцы преодолели Верхоянский хребет, вышли к реке Индигирке. В пути им приходилось биться с воинственными тунгусами. В одной из таких стычек Семен Дежнёв получил ранение.
От местных жителей казаки узнали, что восточнее Индигирки течет река Квыма (Колыма). Стадухин решил во что бы то ни стало разведать ее. Для этого путешественники построили коч и отправились на нем вниз по Индигирке, вышли в Ледовитый океан, а летом 1643 года достигли устья Колымы. Так отряд Стадухина открыл неизведанные земли.
Казаки заложили Колымское зимовье, ставшее впоследствии Среднеколымским острогом. Однако юкагирские князья решили прогнать пришельцев и дали им бой. В том сражении Дежнёв убил брата видного князя Алая. Признав поражение, юкагиры начали платить ясак русским. Но когда в 1645 году Стадухин с большей частью казаков покинул острог, князь Алай попытался взять реванш. Семен Дежнёв, оставшийся за старшего, вместе с 13 казаками, отбил атаку. В ближнем бою он убил Алая, что вызвало замешательство в лагере юкагиров.
Между Азией и Америкой
На Колыме Дежнёв не раз слышал о реке Погыче, которая находится за Колымой и изобилует рыбой, а ее берега — соболями. Известия о сказочно богатой реке дошли до купцов Усовых и Гусельниковых. Через своего приказчика Федота Попова они наняли Дежнёва руководителем экспедиции, целью которой был поиск сокровищ таинственной Погычи.
В 1648 году кочи Попова и Дежнёва вышли в море. Следом за ним вышел разбойничий атаман Герасим Анкудинов, которого Дежнёв не признавал участником похода. В начале путешествия мореходы потеряли в буре три коча, но не стали поворачивать назад. 20 сентября 1648 года, преодолев от устья Колымы 1400 километров, они увидели «большой каменный нос». То была крайняя восточная точка Евразии. Так, задолго до Витуса Беринга русские мореплаватели открыли пролив между Америкой и Азией.
Но пролив встретил моряков бурей. Их кочи разбились в Олюторском заливе. Дежнёву и еще 24 землепроходцам посчастливилось выжить. Семён Иванович повел своих людей до устья Анадыря и поставил там небольшое зимовье. С наступлением тепла казаки построили новые суда и начали продвигаться вверх по Анадырю. В пути добывали пушнину, моржовую кость, периодически сражались с местными воинственными племенами. В среднем течении Анадыря они основали Анадырский острог, которым Дежнёв руководил 12 лет.
В памяти народной
В Якутск отважный землепроходец вернулся только в 1662 году, откуда вместе с казной отправился в Москву. В столице Дежнёв получил вознаграждение за свои труды, а заодно и процент причитающийся с богатств, доставленных к государевому двору. Также его повысили в звании до атамана. Из Первопрестольной Семён Дежнёв вернулся в Якутск, где служил до 1670 года. Затем он вновь отправился в Москву — в столице он и умер в 1673 году.
Выдающееся открытие Семёна Дежнёва не было признано и оценено современниками. Да и сам атаман вряд ли осознавал, что открыл пролив между Америкой и Азией. Только в 1736 году историк Герард Фридрих Миллер, изучая отписки с изложением приключений землепроходца, оценил огромную значимость его трудов и открытий.
В 1898 году по предложению Русского географического острова мыс, открытый Дежнёвым, был назван в его честь. Кроме того, имя Дежнёва носят остров море в Лаптевых, бухта на северо-востоке Камчатского края, залив в Баренцевом море и даже астероид.
Подвиг Дежнёва воспет в художественном фильме, книгах, скульптурах. А главное, он живет в памяти народа.