О необычной находке читателям Vokrugsveta.ru рассказала специалист по эпохе бронзового века Северной Евразии, доктор исторических наук Наталья Шишлина.
Глиняная модель колыбели найдена в могильнике Песчаный IV в погребении катакомбной культуры середины III тысячелетия до нашей эры. Она имеет форму корытца и с одной стороны заканчивается полусводом. На дне — подставка в виде поперечного уплощенного валика; на бортах и полусводе проделаны проколы и углубленные ямки. Древний мастер прочертил по сырой глине вертикальные полосы и косые вдавления.
Рядом с колыбелью лежали необработанные кости хищной степной птицы — грифа белоголового, два глиняных идола и два детских сосудика, дополняя необычный набор ритуальных аксессуаров.
Но что же могли означать эти предметы в захоронении подростка 11–15 лет, который вряд ли спал в колыбели? Тем более, что по всей Евразийской степи таких погребений подростков с глиняными моделями колыбелей найдено много.
В степном мире ребенок спал в колыбели до двух-трех лет — все это время его надо было защищать от злых духов. Благополучие малыша охраняли обереги — кости птиц и фигурки духов. Колыбель была первой земной обителью младенца, которую подвешивали внутри повозки или носили на спине. Тюркские степные народы полагали, что, покидая колыбель, ребенок попадает в новый жизненный цикл, а дети от восьми до 15 лет должны были уже перейти из детства в отрочество. Такой переход — инициация — обязательно включал испытания, приобщение к тайнам, постижение родовых мифов.
Однако подросток из Песчаного IV во взрослую жизнь не перешел — его похоронили с моделью колыбели. Может быть, в бронзовом веке люди верили, что душа умершего дитя воплотится в новом родившемся ребенке? И что существует мистическая связь между душой человека и духами-тотемами: орлами, ястребами, сипами, стрепетами?
Вероятно, об этом повествовал какой-то пока не известный ученым миф, значение которого еще предстоит расшифровать. Этот миф, где группа подростков играет значимую роль, был призван поддержать миропорядок в обществе степных культур.
Мы не знаем, как степняки называли детскую кроватку в середине III тысячелетия до нашей эры, как воспитывали, направляли и приобщали ребенка к окружающему миру, но ласковые слова более поздних народов Евразии — колыбель, люлька, зыбка, пежик, бичик, кабай, колысок, качалка — как будто убаюкивают и говорят младенцу: «Спи спокойно, малыш, все будет хорошо».
Исследование артефакта проведено при поддержке гранта РНФ № 21-18-00026.