Американская космическая компания SpaceX планирует провести восьмое по счету орбитальное испытание ракеты-носителя Starship 3 марта. Сообщение об этом было опубликовано в микроблоге SpaceX в сервисе X, хотя ранее основатель компании Илон Маск писал, что пуск может состояться уже 28 февраля. Согласно обновленному плану, по московскому времени стартовое окно откроется 4 марта в 2 часа 30 минут.
Что такое Starship
Starship представляет собой ракету-носитель сверхтяжелого класса, состоящую из 71-метровой первой ступени Super Heavy с 33 двигателями Raptor, работающими на метане и кислороде, и 52-метровой второй ступени — собственно космического корабля Starship с шестью «Рапторами» (три из них адаптированы для работы в вакууме), который разрабатывается для доставки грузов и людей на земную орбиту, Луну и Марс. Общая высота ракеты-носителя в сборе после недавней модернизации второй ступени, составляет 123 метра. На сегодняшний день это самая мощная ракета-носитель в истории и первая ракета, которая разрабатывается как полностью многоразовая.
За последние несколько лет компания Илона Маска провела уже семь орбитальных испытаний ракеты — последнее из них состоялось в январе 2025 года и стало одним из самых неудачных с точки зрения выполнения программы полета. Тогда впервые поднявшийся в воздух прототип Starship второго поколения, заметно обновленный по сравнению с теми, что использовались в первых шести пусках ракеты-носителя, красочно взорвался над Атлантическим океаном вскоре после отделения от первой ступени. Причиной аварии Маск тогда назвал утечку топлива в районе двигательного отсека корабля.
24 февраля SpaceX опубликовала отчет о расследовании аварии, в котором говорится, что к утечке привели повышенные нагрузки на элементы двигательного отсека, вызванные «гармоническими колебаниями, в несколько раз превысившими зафиксированные во время тестов». Система удаления излишков топлива не справилась с такой объемной утечкой, поэтому в отсеке началось возгорание. Затем двигатели корабля аварийно отключились, а вскоре на Starship автоматически сработала система самоуничтожения, предусмотренная для подобных ситуаций.
При подготовке нового прототипа для восьмого запуска инженеры SpaceX учли этот опыт и для надежности провели более продолжительный тестовый прожиг двигателей Starship, чем раньше.
Каким будет восьмое испытание Starship
Схема восьмого испытательного пуска Starship будет такой же, как и во время неудачного седьмого полета. Предполагается, что вскоре после пуска со стартовой площадки в штате Техас первую ступень Super Heavy снова попробуют поймать «Мехазиллой» (это удалось сделать и в прошлый раз — в январе первая ступень Starship отработала и приземлилась без сбоев).
Что же касается прототипа корабля, то для очередного испытания опять подготовили обновленную версию Starship. В частности, вторая ступень стала немного выше, получила уменьшенные передние закрылки новой конструкции (именно эти подвижные элементы ранее получали наибольшие повреждения из-за перегрева при входе Starship в атмосферу), а также улучшенную топливную систему, которая позволила на четверть увеличить максимальный запас топлива.
Наконец, прототип может похвастаться термозащитными плитками нового поколения и полностью обновленной авионикой, включая бортовой компьютер, антенны, датчики навигационной системы и дополнительные камеры — их общее число выросло до 30-ти.
Ожидается, что во время суборбитального полета, который должен завершиться приводнением в Индийском океане к западу от побережья Австралии через 1 час 6 минут после старта, Starship выпустит четыре макета спутников системы Starlink нового поколения (в январе их должно было быть десять) — в будущем выведение на орбиту аппаратов этой системы спутникового интернета SpaceX станет одной из основных задач Starship. В этот раз макеты спутников войдут в земную атмосферу вслед за кораблем и сгорят в ней.
Как и во время шестого испытания, Starship должен будет на короткое время запустить один из своих двигателей незадолго до входа в атмосферу. При этом возвращение корабля будет проходить по траектории, предусматривающей повышенные аэродинамические нагрузки для закрылков, а часть термозащитных плиток намеренно демонтируют (некоторые будут заменены альтернативными защитными решениями), чтобы оценить, как отдельные элементы конструкции корабля справятся с таким вызовом.
Подробнее об истории предыдущих испытательных пусков перспективной ракеты-носителя SpaceX читайте в нашем материале.