Константин Веригин — парфюмер; это очень закрытое профессиональное сообщество, в котором надо уметь хранить секреты. В своих воспоминаниях Веригин даже не называет фирму, куда поступил работать в молодости и где проработал 35 лет ко времени написания книги! Хотя становится понятно, что это фирма Bourjois и примкнувшая к ним в части производства духов Chanel.
Рождение Парфюмера
Константин Михайлович Веригин провел детство в родовых имениях в Орловской губернии и в Ялте, затем учился в Ялтинской гимназии. Его отец, дворянин, поручик лейб-гвардии гусарского полка Михаил Константинович Веригин (1870–1911) женился по страстной любви на красавице-цыганке, солистке знаменитого петербургского хора Шишкина, Домне Алексеевне Мосальской (1872–1960). После этого Михаил Константинович был вынужден уйти в отставку, и он построил в Ялте двухэтажный дом, прозванный «теремком», где родился будущий парфюмер.
С самого детства у Константина Веригина впечатления об окружающем мире связаны не только с природными ароматами, но и с конкретными парфюмерными композициями. Он даже считает нужным оправдываться. «На страницах этой книги приведено немало названий известных духов различных марок. Сделано это, любезный читатель, не в целях рекламы, а из-за того, что большая часть из них сыграла видную роль в развитии ароматического искусства».
Например, об отце (а отца Константина Веригина не стало, когда мальчику было 12 лет) он вспоминает, что личным запахом отца был аромат тонкого табака, дорогих сигар, вежетали от Пино и одеколона Idéal от Houbigant, который Веригин считает самым изысканным парфюмерным произведением своего времени.
Среди множества духов, которыми пользовалась его мать, Веригин упоминает Vera Violetta от Roger & Gallet, Astris от Piver, Coeur de Jeannette, Rose de France и позднее Quelques Fleurs от Houbigant; Origan, Rose Jacqueminot, Jasmin de Corse от Coty, Rue de la Paix от Guerlain.
Бегство в Стамбул
Костя Веригин окончил гимназию в марте 1919 года, а уже 20 марта был заведен послужной список корнета лейб-гвардии конно-гренадерского полка Добровольческой армии. Он два года сражался в корпусе белого генерала Барбовича, а после разгрома ему пришлось вместе с оставшимися в живых товарищами покинуть родину на теплоходе «Крым», плывущем в Стамбул.
Последняя запись в его послужном списке гласила: «В службе сего обер-офицера не было обстоятельств, лишающих его права на получение знака отличия беспорочной службы или отдаляющих срок выслуги к оному».
Это было написано уже на борту корабля, 20 ноября 1920 года. Чудом можно считать то, что матери Константина и сестре Ольге удалось присоединиться к Веригину на теплоходе, вместе они прибыли в Стамбул. Брат Михаил остался в России, он больше никогда не увидел своих близких.
Константин Михайлович ничего не написал об ужасах войны и горьких первых месяцах изгнания, он просто отмечает, что должен был бы радоваться красотам мира, и радовался бы, «если бы не гнетущее воспоминание всего пережитого перед недавней эвакуацией». После зимы в Стамбуле семья отправилась в городок под Белградом, и там, в Сербии, они девять месяцев ожидали визы во Францию.
Константин первым из всей семьи получил визу, и в конце 1921-го поступил на химический факультет Католического университета в Лилле. Зубрить химию ему не нравилось, но он помнил, что это необходимо, чтобы стать парфюмером. А «заниматься душистостями» было мечтой Константина: и в раннем детстве, и в отрочестве он играл «в лабораторию», пытаясь сделать цветочную воду или духи из цветов ландыша.
На фабрике Bourjois
Даже в изгнании Веригин, несмотря на драмы века, обитает в мире добрых людей; такой у него счастливый характер. Стамбул для него прекрасный город, Сербия — гостеприимная страна, Франция полна веселых и работящих новых знакомых, Париж благоухает духами прелестных и элегантных девушек.
Константин Веригин помнит добро и находит возможность поблагодарить каждого, кто принял участие в его судьбе. Ему действительно постоянно помогают, счастливые совпадения происходят с автором записок постоянно.
Например, одна французская семья, узнав, что Константин мечтает на каникулах поработать в парфюмерном Доме, разослала письма от его имени в несколько парижских модных Домов. И молодому человеку предложили подработку на месяц за 300 франков.
В те каникулы 100 франков у юного Константина Веригина ушло на оплату жилья, на оставшиеся деньги он еле протянул этот месяц среди искушений столицы Франции. Зато он близко познакомился с Парижем и поработал в парфюмерной лаборатории. Вернувшись в Лилль, Веригин начал учиться с удвоенным усердием и по окончании университета, — а семья уже жила под Парижем, в маленьком городке Кламар, где селились многие эмигранты из России, — стал искать работу своей мечты.
Несколько месяцев ничего не получалось, но Веригин принимал неудачи смиренно, понимая причины осторожности парфюмерных фирм, которые опасаются нанимать незнакомых людей, так как они будут допущены к парфюмерным секретам и формулам. Помочь могли только надежные рекомендации.
И снова счастливая встреча: сестра Константина Ольга у Нарышкиных встретила дальнего родственника, барона фон Фитенгофа, человека со связями в эмигрантской среде. И вот молодого химика приглашают к управляющему Дома моды Chanel на Рю Камбон в Париже, графу Сергею Александровичу Голенищеву-Кутузову.
Его сиятельство граф Кутузов, бывший почетный мировой судья, предводитель дворянства Петроградского уезда в 1914–1917 годах, трудился у мадемуазель Шанель, говоря современным языком, офис-менеджером. После предварительного собеседования Веригин был направлен к парфюмеру Эрнесту Эдуардовичу Бо, автору духов Chanel No5, и тот дал необходимые рекомендации для устройства молодого специалиста на парфюмерно-косметическую фабрику Bourjois.
Ольга, сестра парфюмера, вышла замуж за племянника философа Николая Бердяева в ноябре 1925 года. Священник отец Сергий Булгаков, чьей второй родиной была та же Ялта, обвенчал Ольгу Веригину с Алексеем Николаевичем Можайским в Сергиевском подворье в Париже.
А Константин Веригин весной 1926 года был счастлив начать профессиональную деятельность. Первые девять лет он работал в лаборатории, где создавали отдушки и эссенции — заготовки для духов и всевозможных косметических средств.
Bourjois к тому времени была всемирно известной фирмой, производящей декоративную косметику и парфюмерию, на той же фабрике изготавливали и разливали духи Chanel. Веригин описывает свою работу, разные ее аспекты обстоятельно и с любовью. Читая его заметки, понимаешь многие технологические нюансы производства духов в то время.
Фабрика — вторая семья
Лишь во второй половине 30-х годов молодой химик начал самостоятельно составлять первые парфюмерные композиции и получил право именоваться парфюмером. Судя по тексту книги, Веригина на фабрике Bourjois тоже окружали хорошие и веселые люди, он называет имена товарищей и с удовольствием рассказывает о них. Также пишет, что хозяева фабрики распоряжались бизнесом очень умно, «не допускали ни одной ошибки», но их фамилию деликатно не называет, хотя очевидно, что это Пьер и Поль Вертхаймеры.
Из книги можно узнать подробности о каждом этаже, каждом отделе фабрики Bourjois, Веригин описывает процесс изготовления этикеток, рассуждает о флаконах, описывает, как разливают духи, рассказывает про бухгалтера. Получается, что все сотрудники фабрики не только толково исполняют свои обязанности, но и дружат между собой и непрестанно улыбаются.
Но подлинный кумир автора — главный парфюмер фирмы, Эрнест Эдуардович Бо. Константин называет учителя «гениальным парфюмером», совмещавшим «достоинства француза с широкой русской хлебосольностью».
Например, рассказывает такую историю: однажды Веригин с женой прогуливался в садах Трокадеро, и молодые люди решили зайти к Эрнесту Эдуардовичу в гости. Тот принял их очень радушно, угостил малиной, присланной из деревни, и сказал, что малину может достойно дополнить только шампанское «великого года». В результате были распиты пять бутылок лучших сортов шампанского, так что юной паре пришлось вызвать такси, хотя жили они неподалеку.
Женился Константин Веригин в 1933 году на Софье Шабельской. Его высшая похвала жене: «Она обладала тонким вкусом и хорошим обонянием и неизменно интересовалась моими ароматическими композициями». Спустя год у супругов родилась дочь Ирина, и для автора книги это еще один повод порассуждать об ароматах, на сей раз о запахе младенчества.
Вице-президент Французского общества парфюмеров
Во второй половине сороковых Веригин работал в США, заменив там Эрнеста Бо на заводах Bourjois и Chanel. Занимался тем же, чем на фабрике в Париже, — оценивал качество сырья и следил за соблюдением рецептуры духов, одеколонов, лосьонов и отдушек.
В первый раз Веригин отправился за океан в 1948 году на комфортабельном корабле «Королева Елизавета», в огромной каюте первого класса. Русские сотрудники Chanel в США Наталья Молодовская и Сергей Александрович Кутузов помогают Константину Михайловичу и «скрашивают одиночество». Парфюмер принимал участие в работе предприятий по «строго французской системе» и часто отправлял домой посылки, поскольку после войны в Европе не хватало продуктов и товаров.
Больше биографических данных в книге нет. Единственный упрек, который автор себе позволяет, — в адрес то ли обстоятельств, то ли Габриэль Шанель непосредственно, — это горькие слова о том, как Эрнеста Бо уволили из дома Chanel в 1960 году, что, по мнению Веригина, ускорило кончину великого парфюмера.
О драматических событиях в своей жизни Веригин умалчивает, а их, конечно, было немало. В начале Второй мировой войны он был призван на обязательную службу и отправлен немцами на химический завод в Мюнхене.
После войны он действительно возобновил свою работу с Chanel и в Bourjois, и, по-видимому, обязанностью Веригина с 1954 по 1962 год было ассистировать Анри Роберу, готовить его к роли главного парфюмера этих фирм. Однако в 1962 году Константин Веригин был уволен из обеих компаний. Он подал в суд на возмещение убытков и выиграл его. До конца жизни Веригин занимал пост вице-президента Французского общества парфюмеров.
Автор парфюмерной симфонии
По неизвестной причине в книге он не пишет о себе как об авторе каких-либо духов Bourjois — то ли из великой скромности, то ли из-за собственного понимания корпоративной этики, а возможно, он действительно занимался только важной технической работой, которую так подробно описал.
В книге «Благоуханность. Воспоминания парфюмера» К.Веригина много удивительно поэтичных и тонких рассуждений об ароматах и духах во всех сферах жизни. Например, Веригин различает ароматы великих городов — Лондона, Парижа, Нью-Йорка.
«Когда же при выходе лакей подавал мне пальто, я вдруг неожиданно для себя понял: „Да ведь Лондон — единственная в мире столица, где доминирует мужской, а не женский запах“».
Очень подробно описан Грасс, мировая столица ароматов. Парфюмер различает запахи времен года и рассуждает о том, какому сезону принадлежат ароматы известных парфюмов, он пишет о сложных ароматах Рождества и Пасхи.
Веригин создает парфюмерную симфонию бала — во время танца ароматы раскрываются так ярко! — и одаривает каждую танцующую пару, которую помнит со времен юности, шлейфом любимой парфюмерной композиции. Кроме того, Константин Веригин несколько страниц посвящает рассуждениям о том, какие духи подойдут тому или иному типу женщин. <…>
«Правда всегда прекрасна, тиха, гармонична и благоуханна. Ложь, эгоизм, скупость, жестокость и разврат несут в себе запахи разложения. Никакие ароматы, никакие духи не могут скрыть их и уничтожить, и не в дуновении ли тихого ветра открылся Бог Моисею!» — написал парфюмер Константин Веригин.
Из книги Елены Селестин «Композиторы ароматов. Легендарные парфюмеры ХХ и XXI веков и их лучшие произведения». М: Бомбора, 2022
Селестин Е. "Композиторы ароматов. Легендарные парфюмеры ХХ и XXI веков и их лучшие произведения"
Парфюмеры часто сравнивают свою работу с написанием музыки: мелодии ароматов, как и музыка, отражают время и украшают повседневность. Эта книга рассказывает о знаменитых «композиторах ароматов» прошлого и настоящего, создавших неповторимые парфюмерные симфонии, которые «звучат» и по сей день.